Чему не учат в школе
Какие требования к выпускникам предъявляет реальность и пригодятся ли им знания и навыки, полученные в школе?
Об этом рассуждает в своей статье, расположенной на сайте Радио Свобода Тамара Ляленкова, автор и ведущая программ.
Результаты недавно проведенного порталом SuperJob.ru опроса показали, что нынешние выпускники российских школ значительно чаще, чем в прошлые годы, собираются поступать в колледж или техникум – примерно каждый пятый.
С одной стороны, это известная еще в советские годы уловка: сначала поступить в техникум, а по окончании его – дальше по профилю в вуз, иногда сразу на второй курс. С другой стороны, вполне вероятно, что эта тенденция объясняется желанием современных родителей дать ребенку возможность проявить самостоятельность и получить не только профессию, но и некие жизненные навыки, которые, увы, массовая российская школа не дает.
Несмотря на то что в учебниках для второклассников есть задачки про то, из скольких картофелин можно сделать пюре и как купить проездной билет в метро, международное исследование PIAAC (Programme for the International Assessment of Adult Competences) международное исследование компетенций взрослого населения, в котором Россия участвовала впервые, показало, что по математической грамотности россияне демонстрируют средний уровень среди стран – членов ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) . Правда, по грамотности в области чтения их результаты выше среднего балла (275 против 273). Самые высокие показатели у Японии, Финляндии и Нидерландов.
На первый взгляд, звучит неплохо, однако не так уж и хорошо, если вспомнить, что Россия занимает первое место в мире по числу людей с высшим образованием в возрасте от 25 до 64 лет (данные были приведены в докладе Международной организации экономического сотрудничества и развития).
Конечно, никто не спорит, что высшее образование и функциональная грамотность – далеко не одно и то же. Не случайно в такой популярной в сфере образования стране, как Великобритания, более четверти населения находится на низком уровне грамотности, то есть они не умеют справляться с простейшими задачами, которые им необходимо решать в ежедневной жизни, на работе.
Подробнее о том, какие компетенции, по мировым меркам, сегодня необходимы взрослым, Радио Свобода рассказал координатор PIAAC в России Олег Подольский:
– Здесь не идет речь о грамотности как умении правильно и корректно писать, тут все-таки подразумевается функциональная грамотность, в том числе грамотность чтения, математическая грамотность, решение задач в технологически насыщенной среде. То есть речь идет об умении поиска необходимой информации, работе с ней, анализе, правильном восприятии текста и, конечно же, умении делать правильные выводы.
Мы посмотрели на предыдущие исследования компетенций взрослого населения, которые проводятся уже более 20 лет, они начались даже раньше, чем исследования навыков школьников. И уже 10 лет назад стало понятно, что грамотность влияет, в том числе, и на эффективность работы, и на зарплату, в частности, более грамотные люди получают больше, работают эффективнее. И что самое интересное, грамотные люди реже берут больничный, то есть считают себя более здоровыми. Я имею в виду функциональную грамотность в том понимании, в котором она оценивается в рамках международных исследований.
– Однако российская часть исследования показала, что в России безработные грамотнее, чем работающие люди. Как вы это объясняете?
– Действительно, мы выявили такой интересный факт, что люди неквалифицированные показывают чуть более высокий балл, нежели квалифицированные. Но тут нужно важно отметить, что это лишь сравнение средних баллов, и когда мы посмотрели статистическую значимость результатов, мы ее не увидели, а это говорит о том, что однозначных выводов делать не стоит.
По большому счету, тренд – от высоких компетенций и высокого уровня квалификации к более низким – сохраняется. И все же: кто мог попасть в эту группу неквалифицированных специалистов? Могли попасть люди, которые не хотят раскрывать свой статус. Может быть, они работают фрилансерами или не хотят, чтобы их каким-то образом оценивали с точки зрения их достатка. Согласитесь, есть такая определенная культурная особенность российского населения. Это для американцев нормально, когда человек приходит в эфир, его спрашивают: “Сколько вы зарабатываете?” – и он откровенно отвечает. А русский человек подумает, скажет “нет” или поставит прочерк, – объяснил своеобразие российских результатов Олег Подольский.
Читать полностью. Вы узнаете мнение Кирилла Васильева, руководителя проектов по образованию Московского представительства – “Для целого ряда профессий крайне важно умение работать с текстом, понимать и составлять текст.”
Виктора Свинцова, главного консультанта портала “Грамота.ру” – “Пятерка” в аттестате и знание родного языка – это разные вещи.”
Ирины Погожиной, доцента факультета психологии МГУ – “Главная компетенция 21-го века – умение анализировать и решать проблемные ситуации”