Бродяжничество подростков

2086Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.

Мотивированная поведенческая реакция ухода обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток. Она возникает по психологически понятным причинам , как ситуационная характерологическая реакция на фоне острой психической травмы (пережитого стресса) у условно здоровых детей и подростков (причинами могут быть реагирование на потерю, острый конфликт со значимыми людьми, острое проявление в характере родителей деспотичности и авторитаризма, неблагополучная социально-бытовая обстановка: родители страдают алкоголизмом или наркоманией, вовлечены в криминал, острый эпизод насилия со стороны родителей).

Задача родителей, педагогов, психологов и психотерапевтов – расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения (к примеру, позвонить родителям, написать заявление в милицию, обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не убегать в “никуда” и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).

В социально-реабилитационных центрах стало больше юных жильцов, мы снова пытаемся пересчитать брошенных и найти способы решения проблемы безнадзорности и беспризорности. Также существуют и склонные к бродяжничеству – они проживают вместе с родственниками, но ведут «уличный» образ жизни. Кстати, несмотря на то, что источником безнадзорности всегда были неблагополучные семьи, некоторые патологически склонные к бродяжничеству дети по своим социальным признакам вовсе не принадлежат к категории семей «трудных».

Родители для ребенка выступает:

  • Во-первых, – источником эмоционального тепла и поддержки.
  • Во-вторых – властью, высшей инстанцией, распорядителями благ.
  • В-третьих, – образцом и примером для подражания.
  • В-четвертых, – другом и советчиком.

Эмоциональные связи родителей и детей разрываются и заменяются или вытесняются связями с другими, между родителями и детьми с каждым днем растет стена непонимания.

Родители оказываются не в состоянии регулировать поведение своих детей, те нормы и ценности, на которые ориентируются они, становится чужими для их детей. В основе отчуждения лежит нежелание родителей заметить изменения в ребенке, принять их и перестроить свои взаимоотношения. В нас говорит слепое и безрассудное стремление опираться на формальную власть, авторитарность, принуждение, т.е. родители, отказываются менять что-либо в себе, но очень хотят изменить и подчинить своей воле ребенка. Все это ведет к изменениям в психике и как следствие в поведении ребенка. У детей происходит самоотрицание, они не контролируют свои импульсы, что ведет к конфликтам с окружающими, плохому самообладанию и неумению справиться с трудными ситуациями. Ребенок очень быстро теряет интерес к семье, к учебе, неразборчивость в связях, неумение держать дистанцию, а также неудовлетворенный «Я – идеал» и способствует приобщению к антисоциальным группам и бродяжничеству.

Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности, у каждого своя нервная система. Поэтому родители должны четко усвоить – ребенок – это не ваша собственность, это совершенно отдельная и самостоятельная единица вашей жизни. Поэтому, как только родители, начали замечать, что в отношениях с детьми появилось напряжение, нужно срочно принимать меры для выяснения причины. Особенно в подростковом возрасте, когда все реакции обострены, никогда не знаешь, что вызовет у .подростка бурную реакцию. И обратить внимание – эти бурные реакции возникают в ответ на те неприятности, которые выводят из себя и взрослых. Относиться к детям нужно так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому.

Сталкиваясь с проблемами в поведении наших детей мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и обратная связь – ребенок, сталкиваясь с проблемами в поведении родителей испытывает негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх и огорчение.

Вот несколько рекомендаций для родителей:

  • слушайте своего ребенка;
  • проводите с ним как можно больше времени (игры, совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музеи, совместные прогулки; совместные покупки совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи);
  • делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;
  • если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно;
  • следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены: скажите себе “CТОП” и посчитайте до 10;
  • не прикасайтесь к ребенку;
  • лучше уйдите в другую комнату;
  • отложите совместные дела с ребенком (если это возможно);
  • в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;
  • дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью;
  • если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я – сообщение» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:

-«Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;

-«Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;

-«Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни при чем и ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».

в те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:

  • -сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;
  • -примите теплую ванну, душ;
  • -выпейте чаю;
  • -послушайте любимую музыку;
  • -просто расслабьтесь, лежа на диване;
  • -используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка;
  • старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев эмоциональный срыв:

-не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого – управляйте собой.

Источник: открытый класс, Сарилова Наталия Викентьевна, педагог-психолог ЦППРК “Семья” Регион: Республика Чувашия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *