Рейтинги и прыжки школы на задних лапках

В последнее время все популярнее становится устраивать рейтинги по любому поводу, в том числе и в области образования. “ТОП-500” лучших российских школ – один из последних рейтингов, или, как утверждают его создатели – всероссийский перечень лучших школ.

Кто же эти создатели и какова цель проведения исследования? А в создателях числятся: Московский центр непрерывного математического образования при поддержке проекта РИА Новости «Социальный навигатор», «Учительской газеты» и Минобрнауки.

При составлении перечня учитывались всего два критерия (pdf): результаты ЕГЭ и Всероссийской олимпиады школьников.

  1. За каждого ученика, набравшего в сумме за любые три предмета на едином экзамене от 190 до 219 баллов, школа получала 0,5 балла,
  2. за ученика, набравшего 220 баллов и больше, — 1 балл,
  3. а за призеров и победителей регионального и заключительного этапа олимпиады — от 1 до 10 баллов.

Сколько в итоге набрала школа, занявшая в рейтинге первое место, — московский лицей номер 1535, — неизвестно: РИА Новости опубликовало лишь список учебных заведений — победителей без количества набранных ими баллов.

Второй показатель — количество победителей и призеров олимпиад — в еще большей степени ориентирован на одаренных детей.

Однако подготовка к олимпиаде выходит за рамки обычных уроков, и непонятно, что для этого может сделать провинциальная районная школа, не получающая дополнительного финансирования и не имеющая возможности, например, привлечь к урокам университетских преподавателей. Об этом говорит сопредседатель профсоюза «Учитель», преподаватель русского языка и права в школе «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий. «Победа в международных олимпиадах или даже во всероссийской олимпиаде — это не результат обычной учебы, это результат определенной специальной работы. Я не верю, что человек, насколько бы он ни был талантлив, может стать победителем Всероссийской олимпиады, просто так занимаясь с учителем в школе. Это особые знания.Олимпиады — это хорошо, но это не самое главное в работе учителя», — поясняет он.

При этом любой публичный рейтинг вызывает желание у тех, кого ранжируют и оценивают, оказаться в числе лучших — а для этого, очевидно, нужно подтянуть те параметры, по которым производится оценка. Ориентация на олимпиады в таком случае побуждает школы натаскивать детей именно на выдающиеся результаты в этой области и делать ставку на сильнейших, фактически “отодвигая” всех остальных.

Отдельный вопрос – будет ли рейтинг увязан с финансированием, т.е. получат ли школы-лидеры дополнительные “премии” за высокие показатели. «Конечно, надо приветствовать, когда учитель или школа получает хоть что-то, само по себе это хорошо. Но ведь это означает «я тебе дам денежку дополнительно, если ты попрыгаешь на задних лапках», то есть если ты будешь учить детей именно так, чтобы они, например, побеждали в олимпиадах. Получается, что учителю за его обычную работу не предполагается платить нормальных денег, а если ты будешь вылезать из себя — тогда ты будешь получать дополнительное финансирование», — говорит Луховицкий.

Если эта практика получит дальнейшее распространение, то окажется, что школы, и без того имеющие достаточно ресурсов, чтобы показывать результаты выше среднего, получат еще больше денег, в то время как аутсайдеры останутся ни с чем — и уровень образования в стране улучшится исключительно в формате «средней температуры по больнице».

Получается, что участие в подобном рейтинге, который всячески поддерживают российские власти и активно продвигает государственное информационное агентство, побуждает школы ориентироваться исключительно на сильных школьников: тех, которые могут дать ей хотя бы 0,5 балла (ученик, получивший за три госэкзамена от 190 до 219 баллов), а лучше все 10 (ученик, победивший на заключительном этапе Всероссийской олимпиады). На остальных детей внимания можно вообще не обращать, не говоря уже о прочих вещах, которые способна дать школа: творческие кружки, хорошие завтраки, настольный теннис на физкультуре или, в конце концов, просто дружелюбная атмосфера между учителями и школьниками.

Однако как измерить индивидуальный рост каждого ребенка, мягкую семейную обстановку в школе и составить соответствующий рейтинг, эксперты от образования пока что не придумали.

Читать статью полностью

А здесь можно посмотреть “ТОП-500” лучших российских школ. Найдите на карте нашу область и нажмите. В списке “Топ 500” оказалось только 18 школ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *