Большое количество отчётов вызвано недоверием к школе
Давно уже не секрет, что учителя много времени тратят на различные виды отчётов. Нужны ли эти отчёты? Возможно ли, что школа будет работать, выполняя свои обязанности, и без этих бесконечных отчётов?
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов пообещал избавить школы от избыточной бюрократической нагрузки, его в этом поддержал Общественный совет при министерстве на первом заседании 30 августа.
Что требуют от школы органы управления, какие отчёты вынуждены составлять учителя и директора, в интервью РИА Новости рассказывает директор Шайковской школы № 2 Калужской области Лилия Дитрих.
Какие отчеты требуют от вашей школы?
В этом году отмечается 200-летие Бородинской битвы, и мы дружно проводим уроки истории 1 сентября. Против урока мы не возражаем, но зачем писать отчёт в специальной форме о том, как его провели?
Нам постоянно дают указания о проведении внеплановых мероприятий. 7 сентября – день финансовой грамотности, 17 сентября – урок семьи и семейных ценностей. Может быть, если это необходимо, из министерства нам будут спускать план мероприятий на весь год, чтобы мы их встраивали в работу?
Однажды мы получили бумагу, что оказывается, уже три недели идёт месячник по благоустройству территории школы – субботник, только на месяц, и нам нужно придумать, представить и согласовать его план, а потом ещё написать отчёт тоже в специальной форме, хотя территория давно благоустроена и убрана без указаний свыше.
В прошлом году появилась новая мода: предоставлять в органы управления образованием фотоматериалы с каждого мероприятия.
Нам вообще не доверяют. Сначала ставят в неудобное положение, а потом демонстрируют недоверие. И меня, и учителей обижает такое отношение.
Так было всегда или это веяние последних лет?
Я с теплотой вспоминаю 1990-е годы – нас почти не трогали. Мы участвовали в разных экспериментах, апробировали новые методики. Внедряли методику развивающего обучения Эльконина-Давыдова, Занкова, участвовали в региональных экспериментах, внедряли разные технологии самостоятельной деятельности детей на уроках. Отчётности не было – мы сами вносили коррективы в план работы и многие годы лидировали по качеству знаний в районе.
Сейчас шаг влево, шаг вправо – расстрел, все нужно согласовать и отчитаться. Так много этих отчётов, что просто делать уже ничего не хочется.
Кто пишет отчёты?
Учителей я от этой работы стараюсь избавить – лучше сама сделаю, тем более что физику уже не преподаю. Иногда пересылаю заместителям, что-то делает секретарь, потом на подпись приносят. К сожалению, я сейчас намного реже хожу по школе, чем раньше, потому что сваливаются в почту формы отчётов, которые нужно заполнить «до 13:00 вчера».
Слава богу, нужно совсем немного отвозить в райцентр в бумажном виде с печатью – в основном требуют в электронном виде. Но иногда приходится на рейсовом автобусе секретаря посылать.