Стандарт учителя не изнасилует
Обучение ремеслу учителя вскоре изменится до неузнаваемости. Педагога научат не бояться учеников, работать с классами, не говорящими по-русски, и много чему еще.
В нюансах принятия нового образовательного и профессионального учительского стандарта на выездном заседании Общественного совета при Минобрнауки в Ставрополе вместе с членами рабочей группы разбирался корреспондент «МК».
Заседание прошло в Ставропольском государственном пединституте не только потому, что в СГПИ отлично готовят учителей. Ставрополье, подчеркнул глава рабочей группы, директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург, «как в капле воды отражает все проблемы преподавания, включая межэтнические и межконфессиональные. Это придает особый вес взглядам местных педагогов на то, каким должны стать педобразование и профессиональный стандарт учителя. И руководство Минобрнауки готово к ним прислушаться».
В том, что перемены необходимы, не сомневается практически никто:
— По оценке специалистов, нынешний уровень неграмотности россиян приближается к показателям начала ХХ века. Знания бакалавра — на уровне старшеклассников 60-х гг. А возраст, когда школьники теряют желание учиться, снизился с 14–15 до 9 лет. Вину за повсеместную девальвацию образования у нас часто возлагают на учителя и при этом ждут от него необычайных человеческих и профессиональных качеств, закрепив это в квалификационных требованиях, от которых зависят учительские надбавки и зарплаты. Неудивительно, что выпускники педвузов бегут из школы, — обрисовала ситуацию ректор СГПИ Людмила Редько.
Между тем корень проблемы — устаревшая модель подготовки наших учителей:
— Из педобразования ушло обучение технике общения с детьми, и педагоги стали бояться входить в класс. Не готовим мы учителя и к работе в современных условиях — к преподаванию в классе, где вместе с обычными ребятами учатся инвалиды и дети мигрантов, не говорящие и не понимающие по-русски. Со временем данные тенденции будут нарастать — уже сегодня учителя средней школы должны владеть навыками обучения русскому как иностранному и быть не просто предметниками, а педагогами-психологами. А они этого не могут, — констатировал Ямбург.
Профессиональный стандарт педагога