Новая модель аттестации учителей
Мы живем в уникальное время — на наших глазах меняется вся система российского образования. Трансформируются, в том числе, система аттестации и уровни квалификации педагогов. Введение новой модели аттестации учителей — это масштабная реформа, которая касается каждого школьного преподавателя.
В 2020 году будет введена новая модель аттестации учителей, которая поможет создать единое образовательное пространство, устранить избыточную отчетность, унифицировать механизмы и оценочные материалы.
Кадровая политика в системе российского образования
Кадровая политика ориентирована на повышение престижа профессии педагога, усовершенствование профстандарта, проведение аттестаций, повышение квалификации учителей, развитие педагогического образования – все это элементы НСУР, Национальной системы учительского роста.
Изменения аттестации учителей в 2018 году связано с обновлением национальной системы квалификаций. Этот процесс является частью всемирного прогресса: работа по созданию и внедрению национальных квалификационных стандартов, национальных систем квалификаций ведется в течение последних 20 лет более чем в 100 странах.
Информация об апробации модели уровневой оценки компетенций учителей в 2017-2018 гг.: https://teacherslevel.herzen.edu.ru/
Информация о создании и внедрении модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации: ЕФОМ.РФ
Проект уровневого профессионального стандарта ОТФ – обобщенная трудовая функция.
Горизонтальная карьера
- ОТФ А 1 – соответствие занимаемой должности.
- ОТФ А 2 – первая квалификационная категория.
- ОТФ А 3 – высшая квалификационная категория.
Вертикальная карьера
- Учитель. ОТФ А. Обучение и воспитание обучающихся в соответствии с ФГОС ОО и основными образовательными программами, взаимодействие с родителями обучающихся, взаимодействие с коллегами.
- Старший учитель. ОТФ В. Методическая работа: проектирование образовательных программ в соответствии с ФГОС, методическое сопровождение педагогов.
- Ведущий учитель. ОТФ С. Наставничество в работе со студентами, молодыми специалистами и педагогами.
Рассмотрим подробнее, что предлагает обсуждаемая модель.
Новая система учительских должностей
- Ведущий учитель. Обобщенная трудовая функция: С. Наставничество
- Старший учитель. Обобщенная трудовая функция: В. Методическая работа
- Учитель. Обобщенная трудовая функция: А. Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся.
Новая оценка квалификации
Составляющие оценки: Оценка квалификации учителя ЕФОМ (до 60 баллов) + Оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности учителя (до 40 баллов)
Из чего складывается оценка профессиональных качеств и результатов деятельности:
- оценка образовательных результатов учащихся (до 25 баллов),
- справка работодателя (до 10 баллов),
- учет мнения выпускников (до 5 баллов).
Использование ЕФОМ и порядок аттестации
Требования к ЕФОМ устанавливаются Министерством просвещения РФ. ЕФОМ размещают на едином национальном портале (в единой информационной системе).
Первичную аттестацию в форме оценки уровня квалификации планируется проводить по четырем направлениям:
- предметные,
- методические,
- психолого-педагогические и
- коммуникативные компетенции.
Оценка результатов профессиональных и деловых качеств учителя осуществляется аттестационной комиссией на основе мотивированного представления работодателя учителя.
Представление должно содержать:
- сведения, конкретизирующие сложность условий профессиональной деятельности учителя,
- сведения о динамике образовательных результатов обучающихся за 5 лет,
- сведения об индивидуальных достижениях учителя, включающих учет мнения обучающихся и выпускников, окончивших образовательную организацию не ранее, чем за четыре года.
По результатам прохождения оценки уровня квалификации учителю выдается сертификат, действующий на территории России 5 лет. Работодатель несет ответственность за достоверность сведений, указанных в мотивированном представлении.
Оценка компетенций
Подробности проекта на сайте https://teacherslevel.herzen.edu.ru/
Диагностический инструментарий
- Часть I. Тестовые задания по предмету. Срок выполнения: 2 часа. Автоматическая проверка.
- Часть II. Методические задачи. Срок выполнения: 2 часа. Оценка экспертами.
- Часть III. Профессиональная задача. Срок выполнения: 9 дней. Оценка экспертами.
- Часть IV. Видеозапись урока. Срок выполнения 2 недели. Оценка экспертами.
Критерии оценивания задач и урока
Методические задачи
- Блок 1. Владение предметом.
- Блок 2. Владение методикой.
Профессиональная задача
- Блок 1. Планирование решения задачи.
- Блок 2. Реализация предложенного плана решения.
- Блок 3. Представление результата.
Урок
- Блок 1. Целеполагание.
- Блок 2. Содержание предмета.
- Блок 3. Взаимодействие.
- Блок 4. Оценивание.
- Блок 5. Обеспечение урока.
Апробация 2018 года. Модель аттестации учителей
В 2018 году была проведена апробация разработанной модели аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации педагогических работников, замещающих должность «Учитель».
Оценка психолого-педагогических компетенций складывалась из оценки индивидуализации обучения и оценки формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Оценка коммуникативных компетенций — из оценки воспитательных аспектов педагогической деятельности и оценки создания мотивирующей образовательной среды.
Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативной компетенций на уровне действий был проведен анализ образца профессиональной деятельности учителя, включающего:
- план (конспект) урока,
- видеоурок с указанием видеофрагментов, иллюстрирующих оцениваемые компетенции,
- образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем),
- рефлексивный самоотчет.
Полученные результаты аналитического этапа были представлены для рассмотрения в Апробационную экспертную аттестационную комиссию (АЭАК). По результатам работы была проведена доработка модели аттестации учителей. Сейчас эта модель представлена для общественно-профессионального обсуждения.
Учет мнения выпускников
Один самых популярных вопросов, касающихся предстоящей аттестации: как будет учитываться мнение выпускников?
Механизм следующий:
- Руководитель размещает на сайте образовательной организации информацию о начале аттестационных процедур учителя и предлагает выпускникам направить их мнение путем заполнения опросного листа.
- Работодатель направляет информацию с гиперссылкой на сайт по адресам электронной почты выпускникам, контактные данные которых ему известны.
- При формировании мотивированного представления на аттестуемого учителя руководитель включает в него данные о мнении выпускников согласно сведениям из опросников.
Источники достоверной информации о процедуре переаттестации
Беспокойство учителей на тему успешного прохождения аттестации становится поводом для спекуляций. Социальные сети – источники непроверенной информации о нововведениях в системе образования.
Источники достоверной информации о нововведениях в сфере образования:
- Сайт Министерства просвещения
- Сайт Профессионального союза работников народного образования и науки РФ
- Сайт Профстандартпедагога.РФ
Выступления представителей Министерства образования и науки / Министерства просвещения России на совещаниях и конференциях.
Ожидаемый результат от внедрения новой модели проверки: переход от формализма аттестационных процедур к стимулированию профессионального роста педагогов.
Источник