Новая модель аттестации учителей

Мы живем в уникальное время — на наших глазах меняется вся система российского образования. Трансформируются, в том числе, система аттестации и уровни квалификации педагогов. Введение новой модели аттестации учителей — это масштабная реформа, которая касается каждого школьного преподавателя.

В 2020 году будет введена новая модель аттестации учителей, которая поможет создать единое образовательное пространство, устранить избыточную отчетность, унифицировать механизмы и оценочные материалы.

Кадровая политика в системе российского образования
Кадровая политика ориентирована на повышение престижа профессии педагога, усовершенствование профстандарта, проведение аттестаций, повышение квалификации учителей, развитие педагогического образования – все это элементы НСУР, Национальной системы учительского роста.

Изменения аттестации учителей в 2018 году связано с обновлением национальной системы квалификаций. Этот процесс является частью всемирного прогресса: работа по созданию и внедрению национальных квалификационных стандартов, национальных систем квалификаций ведется в течение последних 20 лет более чем в 100 странах.

Информация об апробации модели уровневой оценки компетенций учителей в 2017-2018 гг.: https://teacherslevel.herzen.edu.ru/

Информация о создании и внедрении модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации: ЕФОМ.РФ

Проект уровневого профессионального стандарта ОТФ – обобщенная трудовая функция.

Горизонтальная карьера

  • ОТФ А 1 – соответствие занимаемой должности.
  • ОТФ А 2 – первая квалификационная категория.
  • ОТФ А 3 – высшая квалификационная категория.

Вертикальная карьера

  • Учитель. ОТФ А. Обучение и воспитание обучающихся в соответствии с ФГОС ОО и основными образовательными программами, взаимодействие с родителями обучающихся, взаимодействие с коллегами.
  • Старший учитель. ОТФ В. Методическая работа: проектирование образовательных программ в соответствии с ФГОС, методическое сопровождение педагогов.
  • Ведущий учитель. ОТФ С. Наставничество в работе со студентами, молодыми специалистами и педагогами.

Рассмотрим подробнее, что предлагает обсуждаемая модель.

Новая система учительских должностей

  • Ведущий учитель. Обобщенная трудовая функция: С. Наставничество
  • Старший учитель. Обобщенная трудовая функция: В. Методическая работа
  • Учитель. Обобщенная трудовая функция: А. Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся.

Новая оценка квалификации

Составляющие оценки: Оценка квалификации учителя ЕФОМ (до 60 баллов) + Оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности учителя (до 40 баллов)

Из чего складывается оценка профессиональных качеств и результатов деятельности:

  • оценка образовательных результатов учащихся (до 25 баллов),
  • справка работодателя (до 10 баллов),
  • учет мнения выпускников (до 5 баллов).

Использование ЕФОМ и порядок аттестации

Требования к ЕФОМ устанавливаются Министерством просвещения РФ. ЕФОМ размещают на едином национальном портале (в единой информационной системе).

Первичную аттестацию в форме оценки уровня квалификации планируется проводить по четырем направлениям:

  • предметные,
  • методические,
  • психолого-педагогические и
  • коммуникативные компетенции.

Оценка результатов профессиональных и деловых качеств учителя осуществляется аттестационной комиссией на основе мотивированного представления работодателя учителя.

Представление должно содержать:

  • сведения, конкретизирующие сложность условий профессиональной деятельности учителя,
  • сведения о динамике образовательных результатов обучающихся за 5 лет,
  • сведения об индивидуальных достижениях учителя, включающих учет мнения обучающихся и выпускников, окончивших образовательную организацию не ранее, чем за четыре года.

По результатам прохождения оценки уровня квалификации учителю выдается сертификат, действующий на территории России 5 лет. Работодатель несет ответственность за достоверность сведений, указанных в мотивированном представлении.

Оценка компетенций
Подробности проекта на сайте https://teacherslevel.herzen.edu.ru/

Диагностический инструментарий

  • Часть I. Тестовые задания по предмету. Срок выполнения: 2 часа. Автоматическая проверка.
  • Часть II. Методические задачи. Срок выполнения: 2 часа. Оценка экспертами.
  • Часть III. Профессиональная задача. Срок выполнения: 9 дней. Оценка экспертами.
  • Часть IV. Видеозапись урока. Срок выполнения 2 недели. Оценка экспертами.

Критерии оценивания задач и урока

Методические задачи

  • Блок 1. Владение предметом.
  • Блок 2. Владение методикой.

Профессиональная задача

  • Блок 1. Планирование решения задачи.
  • Блок 2. Реализация предложенного плана решения.
  • Блок 3. Представление результата.

Урок

  • Блок 1. Целеполагание.
  • Блок 2. Содержание предмета.
  • Блок 3. Взаимодействие.
  • Блок 4. Оценивание.
  • Блок 5. Обеспечение урока.

Апробация 2018 года. Модель аттестации учителей

В 2018 году была проведена апробация разработанной модели аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации педагогических работников, замещающих должность «Учитель».

 Оценка психолого-педагогических компетенций складывалась из оценки индивидуализации обучения и оценки формирования универсальных учебных действий обучающихся.

Оценка коммуникативных компетенций — из оценки воспитательных аспектов педагогической деятельности и оценки создания мотивирующей образовательной среды.

Для оценки сформированности психолого-педагогической и коммуникативной компетенций на уровне действий был проведен анализ образца профессиональной деятельности учителя, включающего:

  • план (конспект) урока,
  • видеоурок с указанием видеофрагментов, иллюстрирующих оцениваемые компетенции,
  • образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем),
  • рефлексивный самоотчет.

Полученные результаты аналитического этапа были представлены для рассмотрения в Апробационную экспертную аттестационную комиссию (АЭАК). По результатам работы была проведена доработка модели аттестации учителей. Сейчас эта модель представлена для общественно-профессионального обсуждения.

Учет мнения выпускников

Один самых популярных вопросов, касающихся предстоящей аттестации: как будет учитываться мнение выпускников?

Механизм следующий:

  • Руководитель размещает на сайте образовательной организации информацию о начале аттестационных процедур учителя и предлагает выпускникам направить их мнение путем заполнения опросного листа.
  • Работодатель направляет информацию с гиперссылкой на сайт по адресам электронной почты выпускникам, контактные данные которых ему известны.
  • При формировании мотивированного представления на аттестуемого учителя руководитель включает в него данные о мнении выпускников согласно сведениям из опросников.

Источники достоверной информации о процедуре переаттестации

Беспокойство учителей на тему успешного прохождения аттестации становится поводом для спекуляций. Социальные сети – источники непроверенной информации о нововведениях в системе образования.

Источники достоверной информации о нововведениях в сфере образования:

Выступления представителей Министерства образования и науки / Министерства просвещения России на совещаниях и конференциях.

Ожидаемый результат от внедрения новой модели проверки: переход от формализма аттестационных процедур к стимулированию профессионального роста педагогов.
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *