Рекомендации педагогам в период школьной адаптации
Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.
Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса – сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Очень важно, чтобы в этот период ребенок понимал, что все неудачи временные, и успех обязательно придет.
Крайне важно формирование адекватной самооценки, так как возраст пятиклассника-это начало младшего подросткового возраста. В этот сложный переломный период необходимо, чтобы ребенок чувствовал поддержку взрослых: учителей, родителей.
Эти рекомендации взяты из книги «Учитель и проблемы дисциплины» С.В. Кривцовой. Они достаточно просты и эффективны, помогут как учителям, так и родителям
Создание ситуации успеха как фактор мотивации обучения.
Стратегия 1.
- Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
- Рассказывайте об ошибках (нет людей, которые не ошибаются)
- Ученики должны понимать, что важно научиться не избегать ошибок, а «не наступать дважды на одни и те же грабли»
- Показывайте ценность ошибки как попытки («Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться»).
Стратегия 2. Формируйте у учеников веру в успех
- Подчеркивайте любые улучшения
- Объявляйте о любых вклада конкретного ученика в общее дело
- Раскрывайте сильные стороны своих учеников
- (Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради).
- Демонстрируйте веру в своих учеников
- («Ты из тех учеников, которые это могут сделать» или «Я знаю, что ты сможешь это сделать»).
- Признавайте трудность ваших заданий
- Обязательно хвалите ребенка, если он смог выбрать приемлемый способ поведения
Учите агрессивного ребёнка контролировать свой гнев. Надо научить его выражать злость приемлемыми способами (скажи прямо, чем ты недоволен, начни так: «Меня очень злит, что…»; рассердился – прежде чем закричать или стукнуть, сосчитай до 10, сделай 5 глубоких вдохов.
Постарайтесь отнестись к такому ребёнку с сочувствием и пониманием. Так что ваша задача – найти те крупицы хорошего, которые непременно есть в нём, и уважать его за них. Другими словами, станьте для него другом!
- Не торопиться при объяснении нового материала, можно повторить лишний раз
- Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы у детей не было страха проверки своих знаний, и они стремились отвечать на уроке
- Если ребенок неправ, то разговаривайте о данном проступке, без негативного прогноза на будущее и не вспоминая прошлое
- Вызывайте к доске по именам (всегда называть по имени)
- Не используйте вызов к доске или проверку знаний как средство поддержания дисциплины
Используйте универсальные фразы, помогающие установить взаимопонимание:
Автор заметки О.М.Криворотова, школьный психолог