5 принципов позитивной педагогики

Лиза Мироевская, логопед в школе, в своей заметке рассказывает о том, с какими просьбами обращаются к ней и как создать благоприятные условия для устранения этих нарушений.

Можно сколько угодно говорить об индивидуальном темпе развития и о том, что каждый талантлив по-своему, но к семи годам дети с речевыми расстройствами уже имеют проблемы и с самооценкой, и с общением, и с мотивацией. Часто они заранее не любят учёбу и всё, что с ней связано. В начальной школе эта нелюбовь подкрепляется: им много раз напоминают о речевом дефекте (не люблю это слово!), указывают на ошибки, перебивают.

«Она просто невнимательная! Вот если бы сосредоточилась, уже давно бы всё прочитала!», «Домашняя работа выполнена верно, но почерк ужасный! Я не могу поставить за это «пятёрку». Такие несправедливые высказывания дети часто слышат в школе и дома.

За время работы в школе я поняла, что проблема устранения речевых нарушений не самая главная, не первостепенная.

На мой взгляд, эмоциональное здоровье детей важнее чистой речи, адекватная самооценка и смелость быть собой — важнее школьных успехов

Логопедическая работа будет эффективнее в позитивной, эмоционально-благоприятной атмосфере, поэтому я стараюсь следовать пяти принципам, которые позволяют создать созидательную среду для обучения.

1. Принцип уважения и принятия

Каждый ребёнок имеет потребность в уважении и принятии. Что это значит? Это значит, что ни я, ни другие дети не должны оскорблять ребёнка, указывать на его недостатки, перебивать или смеяться над действиями или словами. Если нам не нравятся какие-то вещи, мы не можем что-то принять, мы учимся говорить об этом честно и уважительно.

2. Принцип поддержки

Семь раз похвали, один — поправь! Детям с особенностями речевого развития часто свойственны высокий уровень притязаний и низкая самооценка. Расхождения между притязаниями и реальными возможностями ребёнка ведут к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Если я не буду поддерживать ребёнка, если не буду замечать успех, пускай самый незначительный, то и мой ученик не научится замечать свои достижения.

3. Принцип справедливости и ответственности

Teenage boy in troubles

Любой имеет право на ошибку, даже учитель. Я стараюсь признать свои ошибки и извиниться перед детьми, если я их обидела или была к ним несправедлива. Обычно детей это очень удивляет. Очень приятное — они легко прощают и забывают обиды, учатся брать на себя ответственность за свои действия и слова.

4. Принцип индивидуальности

Каждый ребёнок имеет свои темп развития и особенности организации нервной деятельности. Есть дети, которым из-за медлительности психических процессов очень трудно выполнять задания вместе со всеми. Им требуется больше времени на обдумывание, они тяжелее включаются в новую работу. Таким ученикам необходима своя скорость выполнения заданий. Порой даже число заданий может быть меньше. Дети с повышенным уровнем тревожности (что проявляется в постоянном страхе и неуверенности в себе) больше нуждаются в ободрении и внимании и с моей стороны, и со стороны одногруппников.

5. Принцип труда и терпения

Авраам Линкольн проиграл 18 выборов, прежде чем стал президентом США. Он говорил: «Я буду учиться, я буду стараться, а случай мне представится!».

Я напоминаю детям, что никто не отменял терпение и труд. Чтобы добиться результата, одной попытки недостаточно. Когда у моих учеников опускаются руки и не хватает ещё капли усилий, чтобы прийти к заветной цели, я напоминаю им про Томаса Эдисона, который проверил 10 тысяч вариантов, прежде чем получить работающий экземпляр электрической лампочки. Про Стивена Кинга, получившего около 30 отказов, прежде чем один из его романов напечатали. Дети любят такие примеры. Ведь иногда они думают: сколько не трудись — ничего не выйдет.

Каждый ребёнок хочет знать, что его принимают и поддерживают, что он не один со своими трудностями и у него обязательно всё получится, хотя может и не сразу. Когда базовые потребности ребёнка реализованы, он спокоен и готов трудиться в полной мере, бороться с речевыми проблемами и побеждать. Придёт время, он закончит начальную школу и, я надеюсь, вспомнит не только о том, что научился правильно выговаривать все звуки, но и о том, как хорошо и комфортно ему было на занятиях.

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *