6 интересных фактов о нашем мозге

Гениальность, как считает нейролингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская, передаётся по наследству. Но даже гениям нужно учиться пользоваться своим мозгом.  Самые интересные и неожиданные тезисы Татьяны Черниговской о способностях человеческого мозга.

Наши знания о том, как устроен мир, зависят от свойств нашего мозга. В мозге каждого из нас (только в коре!) находится нейронная сеть длиной 2,8 миллиона километров. Это как 68 раз облететь Землю или семь раз слетать на Луну. У человека нейроны вообще образуются со скоростью 500 тысяч штук в минуту — то есть пять миллиардов нейронов в неделю.

У одного нейрона до 40 тысяч соединений с другими нейронами (синапсов). То есть в коре головного мозга синапсов больше одного квадриллиона — а это больше, чем звёзд во Вселенной. Именно эта сложная нейронная сеть образует наше сознание.

1. Наш мозг нам не принадлежит

Неправильно говорить «мой мозг»: ещё непонятно, кто кому принадлежит. Если посмотреть, что происходит в голове человека в то время, когда он выполняет какое-то задание или принимает решение, окажется, что мозг находит ответ самостоятельно, причём ещё до того, как человек нажимает кнопку. Получается, что мозг решает задачу — а мы об этом ещё не знаем. Более того, мозг заранее понимает, будет наш ответ ошибочным или верным. Так кто всё-таки в доме хозяин?

«Наша зависимость от мозга намного больше, чем мы привыкли считать. Гёдель сказал такую пугающую вещь: „Никакая система не может изучать другую, более сложную систему, чем она сама“. Ровно в это безнадёжное дело мы и провалились: мало того, что мы изучаем мозг (а нет ничего сложнее мозга), так мы ещё изучаем и свой собственный мозг. Это нарушение всех правил игры. У нас просто нет шансов».

Лекция Татьяны Черниговской на Ted Talks


2. У каждого из нас свой предел работы мозга

Слухи о том, что мы перегружаем свой мозг, лишь отчасти чепуха.У каждого человека свой предел работы мозга. И он может быть таким, который мы просто уже не в состоянии выдержать. Это как один человек может поднять штангу, которая весит 200 килограмм, а другой с трудом несёт пятикилограммовый пакет с яблоками. А вот то, что мы используем человеческий мозг всего лишь на 5-7% — это миф.

«Не бывает такого, чтобы в мозге функционировали какие-то 5-7%, а остальные полёживали и ничего не делали. Даже если человек делает что-то совсем простое, он в это же время думает о том, отключил он утюг или не накроется ли у него компьютер, в котором хранятся все данные. Он может быть занят очень многим».

Интервью Татьяны Черниговской с Владимиром Познером

3. Гениальность передаётся по наследству

Гениями не становятся — ими рождаются. Хорошее образование — отличное дополнение к гениальности. Но никакое образование не сделает гением того, кто им не рождён. Это не означает, что учиться бесполезно. Даже талантливым людям ещё предстоит научиться пользоваться своим мозгом.

«От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нём надо учиться играть. Точно так же ребёнку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться — пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое. Учить детей не бесполезно. Просто их нужно учить так, чтобы не испортить то, что у них уже есть».

Лекция Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться?»

4. Мозг ребёнка развивается неравномерно

Не все зоны мозга развиваются одновременно, особенно у детей. От ребёнка нельзя требовать вещей, для которых у него ещё просто не созрел мозг. Поэтому важно правильно определить, готов ли ребёнок пойти в школу и начать учиться или ему ещё нужно посидеть дома и просто поиграть.

«Зоны, которые решают трудные логические задачи, вырастают примерно к 18 годам. А самые мощные зоны мозга вообще развиваются только к 21-22 годам».

Лекция Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться?»


5. Учить важную информацию нужно перед сном, а не утром

Отвлекаться, устраивать перерывы и ложиться спать — ничуть не помешает выучить новый материал. Даже наоборот! Самое лучшее, что можно сделать — выучить что-то и лечь спать. В это время информация из одного отдела мозга перемещается в другой — в тот, из которого потом можно будет её извлечь. А вот спать ночью перед экзаменом — обязательно. Иначе утром не получится вспомнить ничего из того, что вы пытались выучить накануне.

«Все помнят ситуации, когда ты по-настоящему готовишься к экзамену, приходишь, вытаскиваешь билет, точно знаешь, что ты учил… И пусто. Ничего. Получаешь двойку, приходишь домой, ложишься спать. Утром просыпаешься — и ты всё это знаешь. Где оно было?»

Лекция Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться?»

6. Гуглить — вредно для развития мозга

Вряд ли кто-то откажется от возможности мгновенно получать нужную информацию. Вопрос только в том, какова её цена. Доверяем ли мы этой информации? Надёжна ли она? Получать новую информации стало так легко, что незачем даже пытаться что-то запомнить. А это неполезно для мозга.

«У поколение гугл память намного хуже, чем у их бабушек. Это факт: зачем мне запоминать, если я скажу „Окей, Гугл“ — и мне мгновенно вылетает информация. В „Википедии“ написано всё что угодно. Я сама ей пользуюсь, если мне нужно посмотреть рецепт соуса, хотя у меня дома много кулинарных книг. Но это незначительная вещь. Если я захочу что-то приготовить, то я не пойду в „Википедию“, а пойду в тот проверенный ресурс, про который я знаю».

Интервью Татьяны Владимировны Черниговской «Радио Балтика»

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *