Математика — это навсегда

И вновь разговор о математике. Как ее понять и как выучить – об этом думают многие ученики. Как ее объяснить так, чтобы всем было понятно и интересно – это секретные мысли учителя.

В увлекательной и остроумной манере математик Эдуардо Саэнц де Кабесон даёт ответ на вопрос, который сводит с ума студентов во всём мире: для чего нужна математика? Он демонстрирует красоту математики, которую по праву можно считать стержнем науки. Теоремы, а не бриллианты — вот что по-настоящему вечно.

Советы от Джона Нэша, американского математика, работавшего в области теории игр и дифференциальной геометрии, лауреата Нобелевской премии по экономике 1994 года.

В математике важно не столько умение напрячь мозг, сколько умение его расслабить. Автор этих слов – математик Джон Нэш. При поступлении на докторскую программу в Принстонский университет у Джона Нэша на руках было довольно короткое письмо, гласившее: «Этот человек — гений».

В школе особого интереса к математике Нэш не проявлял. Учителям запомнился постоянной тягой к чтению, виртуозной игрой в шахматы и способностью по памяти насвистывать все произведения Баха.

Если хотите узнать о Джоне Нэше больше посмотрите фильм “Игры разума”. Он автор теории игр и равновесия Нэша, согласно которому существуют игры, в которых ни один игрок не может увеличить выигрыш в одностороннем порядке. Все участники игры либо выигрывают, либо проигрывают. Например, когда профсоюз объявляет забастовку убытки несут и компании и рабочие.

Итак, послушаем Джона Нэша: “В математике важно не столько умение напрячь мозг, сколько умение его расслабить. Думаю, это умеют десятеро из ста, не более. В молодости это отчего-то удается лучше.”

Как применить этот совет учителю на уроках математики, детям и родителям дома и как расслаблять мозг?

На помощь придут юмор, неожиданные мысли, доброжелательная атмосфера, слова поддержки и поощрения.

Исследование, проведённое психологами показало, что юмор помогает быстрее добиться творческого озарения.

То есть, расслабившись и посмеявшись, человек лучше решает задачи, требующие выйти за привычные схемы. Этот эффект учёные называют «юмористической фасилитацией» (от англ. facilitate — облегчать, помогать, способствовать).

Если задача не идет, перечитайте условия и… отложите задачу! Кстати, так делает большинство профессиональных математиков. Мысли приходят в фоновом режиме, когда мы занимаемся чем-то другим.
Идите погулять на полчаса на свежий воздух. Мозг активно работает над загруженной в него задачей, когда мы много гуляем и двигаемся, хотя мы этого не чувствуем и не осознаем.

Для мозга важен полноценный сон.

Творчество и импровизация – еще один ключик к решению задач. Пробуйте “крутить задачу”, как говорил академик Колмогоров А.Н. используя самые невероятные идеи, которые приходят в голову.

Делайте непривычные вещи, которые заставляют думать иначе.

Выводы вполне практичные. Развивайте у детей чувство юмора. Вначале урока расскажите детям анекдот и прежде чем садиться делать домашние задания погуляйте с ребенком на свежем воздухе.

Кстати, международные сравнительные исследования показывают, что наши школьники лучше, чем их ровесники в других странах, разбираются в традиционных задачах, но сильно отстают в тех случаях, когда требуется больше креатива (например, тест PISA). Может, это потому что слишком серьёзно учимся?

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *