От зубрежки к поиску

Поколение наших детей особое – они дети интернета.

И хотя они ничем не отличаемся от своих родителей умственными способностями, объем поступающей к ним информации вырос в тысячи раз. Это изменило у нас восприятие информации – они считаем Интернет частью своей памяти.

Помимо собственной памяти человек использует внешние источники – память другого человека, книги, интернет. Мы верим экспертам, доверяем памяти близких нам людей. Эти источники получили название трансактивной памяти.

Интернет также является трансактивной памятью – эту гипотезу и проверили ученые Колумбийского университета.

В первой части эксперимента протестировали, будут ли люди задумываться об интернете, если им задавать сложные вопросы.

Ученые использовали модификацию теста Струпа. В тесте измеряется время, необходимое человеку для чтения названия цвета, написанного другим цветом. Например, слово «синий», написанное зеленым цветом.

Вместо названий цветов было предложено дать ответ на два вопроса, один из которых подразумевал возможность поиска ответа в интернете. Вопрос с «интернетом» потребовал большее время на обдумывания – испытуемые раздумывали «стоит ли выйти в сеть».

Во втором эксперименте испытуемым был предложен набор фактов, который надо разложить по «папкам». Одной половине поставили условие – вернуться к сообщению после получения нельзя. И в результате эксперимента эта часть испытуемых показала лучшее запоминание информации.

Вторая же часть испытуемых, зная, что к сообщению можно будет вернуться, хуже запомнила информацию, зато лучше знали – в какой папке находится информация конкретной тематики.

Первая группа запомнила информацию, другая запомнила путь к ней.

Наличие внешнего носителя приводит к тому, что человек воспринимает его как трансактивную память. Так происходит организация большого количества информации. А с ростом потока информации значение навыков поиска информации будет возрастать.

Уважаемые учителя, попробуем использовать в своей работе трансактивную память учеников. Вот было бы здорово, если бы на ЕГЭ и ГИА позволили пользоваться этой замечательной трансактивной памятью.
источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарии

  1. Процесс образования предполагает ФОРМИРОВАНИЕ образа мышления (модели,технологии мышления). Как замена денежных купюр электронными деньгами сама по себе не научила людей экономить или приумножать, так и замена реальных книг интернетом не научит думать или творить. Сейчас ещё более актуальна проблема УЧИТЕЛЕЙ, т.к. мир усложняется.Интернет – это просто удобно (в большинстве случаев).Раньше люди учились общаться, грамотно говорить, чтобы передавать друг другу информацию без искажения, сейчас эта потребность заменяется “одиночеством в сети”, качество общения упало, культура, к сожалению, тоже.С другой стороны, интернет даёт СВОБОДУ тем, кто знает, что это такое.Например,раньше надо было сдать много макулатуры,выстоять очереди,чтобы получить доступ к редкой книге, а с интернетом редкое стало доступным и не требует особых усилий. Интернет – это поистине чудо для бабушек и дедушек, только вот планшетные компьютеры для них – слишком дорого. Надежда на внуков, которые научат и помогут увидеть мир хотя бы на экране. В интернете, как и в жизни, каждый возьмёт то, что сможет удержать, что по нему.Значит, проблема остаётся прежней – всё зависит от МЫШЛЕНИЯ человека, от ОБРАЗА МЫСЛЕЙ, от образования. С наилучшими пожеланиями и уважением к Вам!

  2. но если пользоваться интернетом на уроках или на экзаменах, то спрашивается зачем тогда учиться? и какими будут дети?