«Трудно быть Богом», или про синдром отличника

Они лучшие в учёбе и первые в спорте, золотые медалисты и победители конкурсов. Именно их ставят в пример другим и говорят: «Вот Имярек молодец, а ты…». Только на первый взгляд кажется, что эта роль очень хороша и что именно к этому нужно стремиться.

На деле оказывается, что быть «маленьким богом» с красным дипломом — это ещё и тяжелый груз, который часто рождает болезненный перфекционизм и влечёт за собой множество разочарований. Недаром в психологии даже есть такой термин: «синдром отличника».

Система оценок — это простые и понятные критерии как для самого ребёнка, так и для его родителей. «Если будешь хорошо учиться — у тебя будет всё в порядке»: это схема успокаивает и даёт ложную уверенность в будущем. К тому же, прекрасные оценки и другие достижения, как кажется в самом начале школьного пути, позволяют заслужить любовь родителей и заработать авторитет.

Синдром отличника у ребёнка проявляется:

  • В нестабильной самооценке;
  • Стремлении заполучить хорошую оценку любым путем;
  • В проблемах в общении с одноклассниками;
  • Ревнивом отношении к успехам одноклассников;
  • Эмоциональной нестабильности;
  • Неумении справляться с неожиданными трудностями.

Не объяснив ребёнку, что знания и удовольствие от их получения важнее, чем цифра в классном журнале, можно выработать у него рефлекторное стремление быть лучшим, которое со временем вырастает в тот самый «синдром отличника».

Получить «не ту» оценку отличнику очень страшно, но часто уже не только из-за родителей, а из-за собственных представлений. Внутренний цензор говорит, не умолкая: «Ты не дотянул, ты мало сделал, ты плохой». Не будем забывать, что желание быть лучшим хоть в чём-то нередко происходит от низкой самооценки ребёнка и сложной ситуации в семье.

Неумение наслаждаться процессом приносит таким людям очень много тяжёлых переживаний, без которых можно было бы обойтись.

Отличник на любое «Зачем?» отвечает — «Надо!»
Троечник на любое «Надо» отвечает — «Зачем?»

Приходя в обычную жизнь, отличники могут потерять критерии хорошего и плохого. Они сразу начинают бояться начинать какое-либо дело, чтобы не ошибиться, не попасть в ситуацию, где нужно будет принимать неожиданные решения. Это мешает карьере, мешает руководить и брать на себя ответственность.

Но не будем забывать, что отличники дисциплинированы, умеют делать хорошо даже то, что им не интересно, и обладают множеством хороших качеств как для работы, так и для жизни в целом. Вспомним Гермиону из «Гарри Поттера», которая стремилась к прекрасным оценкам, но при этом умела применять свои знания и нестандартно мыслить. Говоря о «синдроме отличника» мы рассматриваем только крайние случаи, когда желание получать оценки ставится во главу угла.

Да и образованный человек не обязательно формируется по стандартным клише: недаром поэт Иосиф Бродский не закончил даже 9 классов школы, но получил Нобелевскую премию по литературе.

Как избежать синдрома отличника:

  • Хвалите ребёнка за усердие, внимательность, а не за оценки;
  • Спрашивайте о том, что он узнал интересного и нового, а не о том, какую оценку он получил;
  • Когда ребёнок получает награды в конкурсах, задавайте вопрос о его планах на будущее и не настраивайте на коллекционирование наград;
  • Научите ребёнка проигрывать: покажите, что не всего можно добиться зубрёжкой — всегда есть элемент случайности;
  • Всегда говорите вслух слова поддержки;
  • Не забывайте о «безусловной» любви: чаще обнимайте и напоминайте о том, что любите его просто так, без причины.

Нельзя сказать, что быть отличником плохо. Если в перечисленных обстоятельствах человек чувствует себя комфортно, то совершенно не стоит пытаться как-то их изменить. Возможно, он просто амбициозен и ставит перед собой высокие цели. Главное чтобы его достижения стоили потраченных усилий. Тогда окажется, что быть «богом» не так уж и трудно.

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *