Эксперты сравнили знания российских и британских школьников
Исследователи из Института образования ВШЭ разработали инструмент, позволяющий сравнивать прогресс детей в начальной школе. Ученым удалось построить единую метрическую шкалу достижений детей из разных и сравнить результаты по математике первоклассников из России, Англии и Шотландии с помощью доработанного инструмента iPIPS.
iPIPS (The International Performance Indicators in Primary Schools) — международное исследование детей на входе в начальную школу и их индивидуального прогресса в течение первого года обучения. Набор заданий, используемый для диагностики ребенка, включает в себя несколько блоков заданий (математика, чтение, фонематическая грамотность и словарный запас). Сегодня инструмент используется более чем 10 странах, в России с его помощью обследовано более 20 000 детей.
Исследователи отмечают, что Россия является первой неанглоязычной страной, в которой проводится полноценное сопоставительное исследование с помощью инструмента iPIPS на репрезентативной выборке, после проведения серии адаптационных процедур и психометрических исследований.
В случае с iPIPS было еще одно обстоятельство, усложняющее процесс адаптации инструмента — возраст, когда дети идут в школу. В Великобритании дети идут в школу в возрасте 4-5 лет, а в России дети в среднем идут в школу в возрасте 7 лет.
Учитывая то, что в России дети начинают учиться позже, то на стартовой точке они знают гораздо больше. А вот прирост результатов за год у российских детей меньше, чем у шотландцев. По словам исследователей, это может объясняться тем, что прирост знаний у детей более младшего возраста происходит очень быстро.
Уникальность этого исследования:
- во-первых, это исследование, которое позволяет напрямую сравнить готовность детей к школе, в частности, базовые навыки по математике на входе в школу в разных странах;
- во-вторых, использование очень надежного и валидного инструмента;
- в-третьих, открывается возможность найти ответ на вопрос, в каком возрасте дети должны идти в школу.
— Мы планируем обследовать детей, которых мы опрашивали два года назад, весной 2017 года, то есть в конце их третьего класса, а затем весной 2018 года. Когда мы получим данные всех обследований, у нас будет серьезная база для оценки и сравнения прогресса детей за весь период обучения в начальной школе, – считает один из авторов исследования, директор Центра мониторинга качества образования Института образования ВШЭ Елена Карданова.