Советы от директоров школ
«Чтобы дети читали — читайте вместе с ними»
Известный французский педагог Даниэль Пеннак сказал, что нет другого способа вызвать у детей интерес к чтению, кроме как читать с детьми вслух. Одна французская организация придумала такую штуку: устроила в Париже конкурс среди неработающих людей, которые могли бы приходить в школу и читать детям книжки вслух. Правда, круто?
Мы устраиваем вечера для учеников, родителей и учителей. Нужна атмосфера: на полу — подушки, в руках — гитары. Читаем друг другу, поём, пьём чай.
Как-то я пригласил в школу актёра Александра Филиппенко — он читал ребятам программу «Поэты после XX съезда». Так вот попутно он рассказал и про XX съезд, и про корейский кризис, и про Солженицына, и даже пересказал «Мёртвые души». Это было целое представление. Десять уроков истории можно выкинуть. «Мёртвые души» дети слушали открыв рот, а после подошли к нему и спросили: «Это что, Гоголь? Нам задавали, но мы думали, что это какая-то хрень».
Вот это и есть образование. Надо быть умелыми и спокойными, чтобы его конвертировать в оценки и показатели, которые от нас требуют.
Сергей Казарновский, директор «Класс-Центра»
«Постарайтесь научить ребёнка не поддаваться манипуляциям»
Есть прекрасная книга Ольги Громовой «Сахарный ребёнок». Я не буду пересказывать книгу, но убедительно прошу вас её прочесть, если вы не читали. Попав в нечеловеческие условия, мама-инвалид занимается со своей шестилетней дочкой. Она делает всё возможное и невозможное, чтобы сохранить в ребёнке достоинство, силу духа и веру в людей. Эта книга должна быть настольной в каждой семье.
Сегодня идёт борьба «за горстку благ» — не за кусок хлеба, а за икру. Очень много делается, чтобы развратить детей. Я не про порнографию. Я про карьерные проекты, конкуренцию, манипуляции.
Я никогда не стремился воспитывать детей-диссидентов. Всегда был против их выхода на площади и баррикады.
Это опасно, так как они склонны к виктимному поведению и использовать их — преступление. Но наращивать степень внутренней свободы, которая поможет потом не поддаваться манипуляциям и не соблазняться вкусным куском, надо. И это главная работа семьи.
Евгений Ямбург, директора «Центра образования № 109»
«Деления детей на сильных и слабых можно избежать»
Старшеклассники со временем начинают делиться на самых умных и тех, кто послабее. Эти ролевые позиции автоматически прикрепляются к детям.
Мы нашли выход. У нас есть летние выездные мероприятия, связанные с безопасностью жизнедеятельности. Это не только для того, чтобы дети могли попробовать и узнать что-то новое.
Когда дети выезжают в такой лагерь, выясняется, что самый умный не может поставить палатку. Зато менее успешный в учёбе оказывается героем в бытовых ситуациях. Очень всё неоднозначно в этом мире, и как только роли перемешиваются, это хорошо видно. Мы хотим показать детям, что можно быть успешным в разных аспектах. Мне кажется, это главная задача школы вообще.
Дмитрий Фишбейн, директор Лицея ВШЭ