Как элементы получают имена людей

28 ноября 2016 года ИЮПАК утвердил для 118-го элемента название «оганесон» в честь профессора Юрия Цолаковича Оганесяна. Это второй в истории случай, когда элемент получал имя учёного при жизни последнего. А как вообще элементы получают имена собственные?

Людей, имена которых воспроизводятся в Периодической таблице, всего пятнадцать, в том числе супруги Мария и Пьер Кюри. Еще два связаны с людьми других профессий: самарий получил название от минерала самарскита, названного именем горного инженера Василия Самарского-Быховца, ливерморий — от Ливерморской национальной лаборатории в одноименном калифорнийском городке, основанном Робертом Ливермором.

Существуют подозрения, что Лекок де Буабодран назвал галлий не в честь родной Франции, а в честь самого себя, поскольку его первое имя также означает то же самое — «петух». Но если не считать этой наполовину курьезной истории, до сих пор единственным человеком, который удостоился чести обзавестись «личным элементом» еще при жизни, оставался американский химик Гленн Сиборг. Некоторое время ему приходили письма с адресом, целиком составленным из названий химических элементов: Am, Cf, Bk, Lr, Sg. Америций, калифорний, берклий, лоуренсий, сиборгий — «США, Калифорния, Беркли, Национальная лаборатория имени Лоуренса, Сиборгу».

Последние обновления Периодической таблицы позволяют таким же способом отсылать корреспонденцию и академику Юрию Оганесяну: Ru, Mc, Db, Og. «Россия, Московская область, Дубна, Оганесяну» — или рутений, московий, дубний, оганессон.

Еще в июне Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) — организация, которая регулирует в том числе и вопросы химической номенклатуры — объявил о наименовании четырех новых элементов.

Картинка кликабельна!

Приоритет в выборе названия для 113-го принадлежал японскому исследовательскому центру RIKEN, и он стал Nh нихонием. Элементы 115, 117 и 118, были открыты совместно учеными из подмосковного Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), Ливерморской национальной лаборатории в Калифорнии и Национальной лаборатории Оук-Ридж в Теннесси. Они стали Mc московием, Ts теннесином и Og оганессоном.

Только избранные элементы удостаиваются чести носить имена известных ученых или своих первооткрывателей.

Рекомендации ИЮПАК не окончательны: несколько месяцев длится мораторий, в течение которого принимаются комментарии, дополнения и возражения. Но эта процедура, как финальное «да» на церемонии бракосочетания, лишь завершает долгий процесс признания статуса нового элемента. В ноябре в журнале Pure and Applied Chemistry выходит официальное сообщение об окончательном присвоении им новых имен.

Если внимательно рассмотреть Периодическую таблицу, то вы увидите, что открыты все элементы семи периодов и свободных ячеек не осталось. Это случилось в наше время.

источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *