Понедельник начинается с математики
Уравнения, формулы, теоремы – ну не дается ему все это! Моему ребенку не хватает способностей? А может, дело в эмоциях, с которыми связан этот предмет?
«Только и учим, что эту математику! – жалуется Ирина, мама 11-летней Алисы. – Дочь вроде бы формулы знает, а все равно спотыкается на каждом шагу. Иногда сложную задачу решит, а простую нет. Контрольные – это ужас для всей семьи. Ребенок весь на нервах, у нас с мужем головная боль. Никогда не знаешь, напишет она на четыре или двойку принесет. Занимаемся все выходные, и никакого прогресса!»
Алису понимают многие ученики и родители. Какую тоску навевают в школе все эти уравнения, функции и тангенсы. Даже нелюбимые химия и физика ближе: можно хоть как-то соотнести их с собственным опытом. Но «а плюс b разделить на с» бесконечно далеки от жизни. Алису нельзя назвать исключением. В каждом классе есть дети, для которых математика – сплошное мучение. А их родители мучаются вопросами, как к этому относиться и чем они могут помочь.
Проблемы эти есть повсюду. В прошлом году газета The New York Times начала дискуссию на тему, нужна ли детям алгебра, если каждый четвертый ученик в США не заканчивает школу из-за проблем с этим предметом*. А во Франции министр образования и науки (сам ученый-геофизик) всерьез обсуждал вопрос об отмене преподавания математики в школе, поскольку многие дети не справляются даже с элементарными задачами.
Переживание истины
Страх нарастает постепенно, как снежный ком. Например, напоминает детский психолог, в первых классах не все дети еще хорошо читают «и условие задачи могут просто не понять. Кроме того, у них еще не развито абстрактное мышление, им трудно представить себе картинку: вот поезд выходит из пункта А, а вот другой – из пункта Б, вот здесь они встречаются. И ребенок заведомо отказывается вникать в задачу: не буду даже и пытаться что-то с этим сделать».
То, что упущено в начальных классах, скажется потом, как ни в одном другом предмете. Именно потому, что в математике все логически связано. «Если по литературе я пропустил Грибоедова, это не помешает мне изучать Тургенева, – замечает Леонид Костюков. – Но если что-то упустил по алгебре, то у меня начнутся системные проблемы. Другие предметы представляют собой определенный набор тем. Математика же, по большому счету, – это развитие одной темы. А ведь иной раз оказывается, что не все старшие школьники твердо знают даже таблицу умножения».