Понедельник начинается с математики

Уравнения, формулы, теоремы – ну не дается ему все это! Моему ребенку не хватает способностей? А может, дело в эмоциях, с которыми связан этот предмет?

«Только и учим, что эту математику! – жалуется Ирина, мама 11-летней Алисы. – Дочь вроде бы формулы знает, а все равно спотыкается на каждом шагу. Иногда сложную задачу решит, а простую нет. Контрольные – это ужас для всей семьи. Ребенок весь на нервах, у нас с мужем головная боль. Никогда не знаешь, напишет она на четыре или двойку принесет. Занимаемся все выходные, и никакого прогресса!»

15134536_1281965908491834_1379438956584009387_n

Алису понимают многие ученики и родители. Какую тоску навевают в школе все эти уравнения, функции и тангенсы. Даже нелюбимые химия и физика ближе: можно хоть как-то соотнести их с собственным опытом. Но «а плюс b разделить на с» бесконечно далеки от жизни. Алису нельзя назвать исключением. В каждом классе есть дети, для которых математика – сплошное мучение. А их родители мучаются вопросами, как к этому относиться и чем они могут помочь.

15181486_1278025125552579_1898215816303215850_n-1

Проблемы эти есть повсюду. В прошлом году газета The New York Times начала дискуссию на тему, нужна ли детям алгебра, если каждый четвертый ученик в США не заканчивает школу из-за проблем с этим предметом*. А во Франции министр образования и науки (сам ученый-геофизик) всерьез обсуждал вопрос об отмене преподавания математики в школе, поскольку многие дети не справляются даже с элементарными задачами.

7633225_original

Так нужна ли математика всем детям?
«Это мучительный вопрос: насколько глубоко нужно знать математику тем, кому она вроде бы не нужна? – размышляет писатель и математик Леонид Костюков. – Но кто такие гуманитарии? На одну десятую – люди искусства и на девять десятых – люди культуры. Людям искусства (художнику, поэту, актеру) математика, наверное, для творчества не обязательна. Но людям культуры – историку, филологу, редактору, издателю, журналисту – никак не обойтись без системного мышления. А именно математика воспитывает, дисциплинирует ум».
15027844_1268233293198429_7462726068598630023_n

Переживание истины

В каждом классе найдутся дети, которым знакомо это переживание, которые испытывают наслаждение, например, от красивого решения задачи. Что отличает школьников, хорошо успевающих по математике? «Как правило, это дети активные, любопытные, готовые рисковать, их не пугают проблемные ситуации, они любят делать открытия, – рассказывает детский психолог Елена Морозова.
– А дети, которые боятся математики, зачастую не рассчитывают на себя, они слишком зависят от мнения родителей (учителей, одноклассников), не уверены в себе, легко верят в то, что они несообразительны. Любая задача приводит такого ребенка в ступор: ему страшно само ожидание, что вот сейчас будет трудно и он окажется несостоятелен. Страх может стать причиной неудач и с другими предметами».

Страх нарастает постепенно, как снежный ком. Например, напоминает детский психолог, в первых классах не все дети еще хорошо читают «и условие задачи могут просто не понять. Кроме того, у них еще не развито абстрактное мышление, им трудно представить себе картинку: вот поезд выходит из пункта А, а вот другой – из пункта Б, вот здесь они встречаются. И ребенок заведомо отказывается вникать в задачу: не буду даже и пытаться что-то с этим сделать».

То, что упущено в начальных классах, скажется потом, как ни в одном другом предмете. Именно потому, что в математике все логически связано. «Если по литературе я пропустил Грибоедова, это не помешает мне изучать Тургенева, – замечает Леонид Костюков. – Но если что-то упустил по алгебре, то у меня начнутся системные проблемы. Другие предметы представляют собой определенный набор тем. Математика же, по большому счету, – это развитие одной темы. А ведь иной раз оказывается, что не все старшие школьники твердо знают даже таблицу умножения».

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *