Директор школы влияет на успехи учеников
Дети лучше учатся в школах, директора которых сосредоточены на педагогике и внутренних правилах учреждения, а не на исполнении внешних предписаний. К этому выводу пришли исследователи НИУ ВШЭ.
На успеваемость учеников школ, среди множества факторов, влияют и управленческие установки директоров. У руководителей школ с высокими достижениями детей в приоритете оказываются решение внутренних задач и развитие педагогических практик. В более слабых учебных заведениях администрация чаще придерживается внешних предписаний и уделяет больше внимания материально-техническим и финансовым вопросам, выяснили Надежда Бысик, Наталья Исаева, Екатерина Куксо под научным руководством Анатолия Каспржака в Центре развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ.
При этом ориентация школ «вовнутрь» помогает им «победить» даже сложные социальные обстоятельства работы, отметили учёные в докладе «Лидерские практики директоров российских школ как фактор академической успешности их учеников в различных социальных контекстах».
Исследование, проведённое Центром развития лидерства в образовании, охватило шесть регионов (Красноярский край, Калининградская область, Республика Чувашия, Республика Саха, Ямало-Ненецкий АО и Ярославская область). Анкету директора заполнили 377 респондентов. Им предложили 30 кейсов из управленческой практики, решение которых позволяло сделать заключение о внешней или внутренней ориентации организации, фокусировке на людях или на задачах, акценте на качестве преподавания в школе или на материальной инфраструктуре и пр.
Исследователи также рассмотрели, какие лидерские практики характерны для директоров школ, показывающих высокие образовательные результаты вне зависимости от социального контекста.
Руководство школ, которые отличаются высокими достижениями детей, больше следует своим убеждениям и максимальное внимание уделяет педагогическим практикам. Они чаще оставляют свои программы обучения и поддерживают разработку инновационных методов при работе с одарёнными детьми, а также стараются сохранить свою модель оценки учителей для выплаты надбавок.
Директора сильных школ чаще своих коллег из других групп проверяли отчёты по поводу школьных дел и решали проблемы с расписанием занятий в школе.
Таким образом, школам с более высокими академическими результатами учеников свойственны «интровертность» и педагогическое лидерство. Более слабые школы чаще следуют формальным предписаниям и уделяют главное внимание материальной инфраструктуре. Кроме того, с ростом эффективности деятельности школы директора начинают предъявлять большие требования к учителям и родителям, резюмировали эксперты.