Не люблю ставить отметки!

IMG_7391 Одни учителя любят ставить отметки на уроках, другие – нет. Многие в детстве мечтали о том, что когда будут учителями, то на уроках будут раздавать пятерки, четверки и двойки… Тогда это было так интересно, так круто. Но став настоящим учителем, некоторые из них перестают любить оценивать учеников, но продолжают любить учить детей.

Зырянова Ирина Вячеславовна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы Свердловской области, написала заметку об отметках.

Я всегда не любила ставить отметки. Приходят дети к тебе на урок, ты стараешься, увлекаешь-завлекаешь…

Если тебе удается отработать хорошо, они слушают, открыв рты, улыбаются, из кожи вон лезут… А потом – бац, нужно отметки ставить! И не важно, что ты проводишь: опрос у доски или с места, самостоятельную или контрольную. Важно, что одни ответят (напишут) на два, другие – чуть лучше, но все равно еле-еле, а третьи с легкостью повторят твои слова и перескажут текст учебника. А потом почти всё забудут. По-другому не бывает, как ни старайся.

DSC02977

В самом начале своей педагогической деятельности, все еще надеясь, что, если очень постараешься, то сможешь всех одинаково хорошо научить, я провела небольшой эксперимент. В пятом классе мы изучали картофель, и я, чтобы объяснить тему, принесла пару килограммов клубней. «Ребята, как вы думаете, какая это часть растения?» Мнения, естественно, разделились. «Корень!» «Плод!» «Овощ!» «Посмотрите внимательно, на некоторых картофелинах есть почки, а на корнях их не бывает. Разрежьте, семян внутри нет, значит, это не плод. Вы видели когда-нибудь, что происходит с клубнем на свету? Он зеленеет! Значит, это не корень, а стебель, да еще с почками. Как называют биологи стебель с почками? Правильно, побег. Только это подземный побег, видоизмененный». И про себя подумала: «Какой же я хороший учитель! Теперь все будут знать, что клубень картофеля – это видоизмененный подземный побег». Наивная!

Примерно через год я снова принесла картофелину в этот класс. «Какая часть растения?» «Корень!» «Плод!» – радостно заверещали они. И снова рассматриваем, разрезаем, делаем «правильные» выводы… То же самое произошло и в седьмом, и в восьмом, и даже в девятом классе. Только в десятом, в ответ на предъявленный в очередной раз клубень, некоторые ребята заворчали: «Надоели Вы нам с этой картошкой, побег это, подземный побег, отстаньте!»

IMG_7385

Правильные ответы и настоящее знание – совершенно разные вещи, это мне стало понятно примерно через год после начала работы в школе. Поэтому отметки я ребятам почти никогда не ставила, вместо этого предлагала самим оценивать свою работу на уроках и называть отметку вслух. Сначала, правда, попробовала оценивать друг друга, но быстро отказалась, потому что заметила: мои ученики начинали копировать учителей, становились судьями друг для друга, не самыми хорошими…

Мнения о правомерности выставления себе отметок разделились. Сначала особенно радовались жизнерадостные хулиганы-двоечники: «Пять! Мне пятерку поставьте!», – с вызовом говорили они, но быстро, увидев, что я честно выставляю им в журнал пятерки и спокойно объясняю классу, что каждый человек должен уметь оценивать сам себя, мол, может я просто не заметила, как они усердно работали, ребята становились серьезными. Проходило совсем немного времени, и они забывали об отметках (учителя можно обмануть, а себя – нет!) и начинали учиться.

DSC02954

Очень трудно было некоторым отличникам, они требовали выставить им отметки и никак не могли адекватно оценить сами себя. Помню, как, рыдая, девочка-отличница ставила себе тройку, потому что не смогла дать точное определение чего-то, и мне приходилось уговаривать ее поставить отметку мне,оценив мою работу для нее.

Отметки никого не заставляют учиться. Ни двойки, ни пятерки. Дети учатся, когда им спокойно и интересно, причем не только тому, что мы «проходим». Учатся уважать и презирать, помогать тем, кому трудно, или смеяться над ними. Это гораздо важнее, чем все программы на белом свете. Настоящая учеба начинается только тогда, когда учитель становится для пришедших к нему учеников тем человеком, у которого они не боятся и хотят учиться. Не боятся задавать «неправильные» вопросы, не боятся своего непонимания, незнания. Хотят узнать ответы на собственные вопросы, что-то сделать самостоятельно. Это и есть учеба.

DSC02960

Потом мы провели экзамен… в начале учебного года. Я предложила желающим самим прочитать учебник, дала обычные экзаменационные билеты и назначила время экзамена. Заранее мы договорились, что отметку за экзамен можно будет улучшить в течение года, а уроки, при желании, – пропускать. Человек двадцать обрадовались: столько времени освободится! Сдали слабо, в основном на тройки, один получил пятерку. Свобода!

Эти ребята были моими лучшими учениками. Они не пропускали уроки, на которых работали свободно и увлеченно – ведь приходили ко мне по собственному желанию, а не ради отметки! Все до одного у меня учились по-настоящему и в результате повысили отметки.

IMG_0566

Что произойдет, если отметки, а вместе с ними – единые сертификаты об общем образовании, – отменить? Вряд ли перестанут работать фабрики и заводы, магазины и аптеки. Почти все рабочие места никак не связаны с аттестатами и даже с дипломами о высшем образовании. Каждому знакома расхожая фраза: «А теперь забудьте все, чему вас учили раньше (в школе, колледже, институте, университете), мы будем вас учить работать по-настоящему». А вот вертикаль образования, построенная на отметках, разрушится, ведь без отметок большинству не понятно, чему учить и как проверять результаты работы учителей и преподавателей.

DSC07196

И тогда у детей появится возможность сказать, чему они хотят научиться, и попросить в этом помочь. Учителям придется откликнуться на детские желания и учитывать детские возможности, а те, кто не сможет этого сделать, останутся без учеников. Школа станет местом, созданным для образования ребенка, а не ребенок будет жить для школы, отметок и аттестата.

Ненавижу ставить отметки. Они мешают. И учить, и учиться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *