Имею право
Вопросы правового просвещения, образования и воспитания учащихся приобретают особое значение в условиях формирования правового государства и гражданского общества в России, потребовавших формирования высокого уровня готовности гражданина к осознанному поведению в формирующемся правовом пространстве Российской Федерации.
21 и 24 января 2016 года юрисконсульты правового отдела УМВД России по г.Челябинску встретились с учениками 4 и 5-х классов и провели занятие по теме “Я имею право”. Занятие прошло в интересной и увлекательной форме . Темой разговора стала Конвенция ООН о правах ребенка, подписанная нашей страной наряду еще со 190 странами мира.
Главной задачей занятия было – узнать об основных законах, по которым живут дети.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы.
1. Что люди могут делать и чего не могут?
2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?
3. На что они имеют право и на что не имеют?
На земле живут люди разные по характеру , но, так или иначе, всем нам приходится находить общий язык, уважать мнение других людей, быть терпимым к другим.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше.
Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).
«Сказка ложь, да в ней намёк»
Уважаемые ребята и родители, знаете ли вы права ребенка, которые гарантирует Конвенция? Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.
1) Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр.
Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих- его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
2) Имеет ли право такой мальчик, как том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн?
Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциацию и свободу мирных собраний.
3) Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?
Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
4) Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки.
Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным?
Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы.
5) Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику.
Какую статью Конвенции он нарушает?
Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т.д..
6) Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.
Какую статью Конвенции она нарушает?
Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, скажите: какие права нарушены, и помогите сказочному герою защитить свои права:
- Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»
Какую статью нарушила Лиса? (статью 6)
Что должен ответить Колобок, защищая свои права?
Не имеешь права посягать на мою жизнь.
2. Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)
Как должна ответить Маша, защищая свои права?…
Не имеешь права лишать меня свободы.
3. Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер?
(статья 37)
«Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению».