Живая жизнь в школе – вопреки
В газете “Вести образования” появилась статья, в которой учитель рассуждает о том, что же происходит в современной школе с его точки зрения. А рассуждает учитель-исследователь Анатолий Шперх
Когда пытаешься оценить главное, что произошло в образовании за прошедший год, самое сложное – это определить точку зрения. Потому что для министра это будет одно, а для учителя – совсем другое. Кажется, что для того чтобы отметить главное, надо подняться повыше. Но я попробую посмотреть с позиции простого учителя.
Для меня 2015 год – это год разделения. Он продолжил тенденции, наметившиеся уже давно, но, кажется, только в этом году они стали настолько мощными, что их невозможно не заметить.
Наше образование стремительно сегментируется, разделяется и утрачивает единство.
Как заметил классик, строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. И учительство неумолимо разделилось на тех, кто угрюмо (или радостно) берет под козырек все идиотские (или мудрые) требования руководства, и тех, кто отчаянно делает свое дело так, как считает нужным.
Я смотрю на успешных, интересных учителей и вижу, что они – не «шкрабы». У каждого из них есть помимо школы еще какое-то дело или хобби. Школа для них – одно из. И они разительно отличаются от типового представления об училке.
Но вокруг я вижу и тысячи потухших глаз. Усталых и замученных. Часто талантливых и удивительных, но не способных строить свои пути. Они уныло следуют за паровозом, стараясь украсить хотя бы свое купе. Тактика малых дел, имеющих тенденцию сворачиваться до микроскопических. Вазочка на столе – уже большая победа.
Но самое интересное происходит среди учеников. Мы этого не видим (или не хотим видеть), но именно в 2015 году это произошло. Пока мы пытаемся всех загонять в прокрустово ложе ЕГЭ, дети выстраивают свою систему образования, свою «антишколу».
Опять-таки, это было и раньше. Дети всегда списывали, всегда пользовались шпаргалками, когда им было неинтересно, и одновременно изучали «дворовую химию» на пустыре, создавая «дымовухи».
Но широкое распространение гаджетов и Интернета изменило все.
Одним из самых главных умений современного школьника является умение получить «помощь зала» в решении домашних работ. Это похоже на традиционное списывание, но это – другое. Кто хочет списать, спишет и без «ВКонтакте». Здесь же мы зачастую видим пример взаимопомощи. Как это отражается на успеваемости – другой вопрос. Важно, что параллельно со школой традиционной возникла «антишкола».
«Антишкола» – это вовсе не только готовые домашние задания и примитивное списывание. Дети идут «ВКонтакт» не только чтобы списать, но и чтобы послушать «лучшего в мире учителя математики» Андрея Андреича (его уроки набирают миллионы просмотров). Они идут «ВКонтакт» и на YouTube, чтобы рассказать о том, как они делают те или иные самоделки, и объединяются в сообщества любителей DIY. Видели ли вы эти ролики, собирающие сотни тысяч просмотров? А ведь то, что делают эти ребята – в чистом виде STEM! Тут тебе и физика, и математика, и инженерные знания.
Но школа не замечает эти увлечения. Андрей Андреич не работает в школе. А любителя пиротехники вызывают к директору не для того, чтобы предложить участвовать в STEM-проекте.
Согласно проведенным в 2015 году исследованиям, 70% московских школьников на уроках пользуются смартфонами, в том числе для решения учебных задач, даже если существует формальный запрет на их использование. «Антишкола» работает на каждом уроке, в каждом классе.
Школьный Интернет фильтруется, чтобы ни одна мышь не проскочила? А у учеников свой собственный – то же исследование показало, что 91% московских школьников имеют мобильный телефон с выходом в Интернет через сотовую сеть или Wi-Fi. Без СКФ. Без родительского контроля. Зачастую со скоростью LTE. В то время как законопослушный учитель должен выбирать из разрешенного «белого списка» сайтов, у 91% учеников в кармане полноценный Интернет. И самое поразительное, что 18% опрошенных отметили, что им «приходилось использовать собственные девайсы, когда учителю нужно помочь быстро найти информацию».
То есть «антишкола» не только работает, но и зачастую может помочь школе традиционной. Впрочем, продвинутые учителя уже давно используют свой Интернет на уроках. В нарушение и вопреки. И это не новость. Но вот то, что теперь это делают дети, и в массовом порядке – пожалуй, для меня главная новость 2015 года.