Учить по-старому невозможно

fd36113e600e4a89d1a7752b9cb Система образования выполнила свои задачи к середине XX века и уже необратимо устарела. Но почему-то вместо выстраивания совершенно новой системы образования, все старательно пытаются приспособить старую. Сторонники возврата к «советской школе» не понимают, что вернуться к старой системе невозможно — нет условий для этого. Что необходимо менять в системе образования и как должна проводиться реформа — рассказывает советник Лиги образования и тренер образовательной программы Apple Михаил Кушнир.

Чтобы усилить понимание глубины кризиса, обозначу спорные критические замечания в отношении ряда стереотипов, которые кажутся незыблемыми из традиционной картины образования. Стереотип — это очень эффективный механизм формирования стандартной реакции в типичных ситуациях, моделях поведения, позволяющий не затрачивать каждый раз умственных усилий для реагирования. Однако, когда условия, в которых сформировался стереотип, меняются, стереотипная реакция может приводить к нежелательному результату.

Стереотип 1. Учитель лучше знает, что, когда и как нужно ученику

Когда ученик и среда, в которой он жил, были необразованными, так оно и было. Теперь учитель не всегда более компетентен, чем родители или близкие ученика. Бывает, что ученик более компетентен в некоторых вопросах, которые затрагивает учитель. В чем учитель, скорее всего, более компетентен — в знании инфраструктуры образования по своей специализации. Если он заинтересован в адекватном развитии ученика, он почти наверняка может ему помочь в индивидуальном подборе оптимальных ресурсов для изучения.

Стереотип 2. Учитель должен объяснять учебный материал

Когда ученики и их родители почти ничего не знали, книги по теме достать было сложно, иного варианта обучения не существовало. Сегодня доступных ученику источников информации, учитывая современные информационные технологии, не счесть. Их качество и удобство восприятия перекрывает возможности объяснения подавляющего большинства учителей. Единственное, что может ограничивать современного ученика от этих прекрасных источников— незнание адреса и/или неумение поиска. Если учитель может рекомендовать ученику корректные источники, необходимость объяснять лично становится неочевидной и даже избыточной. Урок можно строить совсем иначе, намного интереснее. И тогда доска в классе перестает быть сценой, а учебная деятельность равномерно распределяется по классу. Такая методика получила название «перевернутый класс».

Стереотип 3. Обучение без учебника невозможно

Учебник когда-то был продуктом лучших специалистов и служил расширению горизонтов понимания. Сегодня подавляющее большинство учебников существенно ограничивает горизонт тем, что требуется выучить в данном конкретном курсе. Возникает вопрос: имеет ли смысл старый опыт создания бумажных учебников, когда речь идет об электронных? Нужен ли вообще сегодня учебник?

Стереотип 4. Отметка — результат обучения

Когда ученик был продуктом образовательного конвейера, качество его знаний было результатом деятельности учителя. Отметка играла роль стимула к качественному обучению. Задача позитивной мотивирующей оценки как обратной связи для понимания учеником уровня своих знаний и навыков остро не стояла. Сегодня отметка в роли стимула работает все хуже и хуже. Особенно грустно, что многие под оцениванием понимают классические 1-2-3-4-5. Это даже непрофессионально: путать оценку (процесс или экспертный результат оценивания) и отметку (формальный параметр результата). Даже специалисты не всегда понимают, что полноценное обучение невозможно без настоящей помогающей оценки. Но отметка совсем необязательна. Более того, часто вредна. Отметка нужна только при квалификационных испытаниях для административных выводов.

Стереотип 5. Первоклассник должен научиться писать

Когда единственным способом переработки знания в знаковые системы была рукописная запись, навык ручного письма был явно необходим. Муки многих детей по освоению письма, пока рука еще не окрепла, были неизбежными. Некоторых детей (обычно мальчишек) эти однообразные и нудные мучения доводили буквально до полуобморочного состояния. Сегодня можно легко работать со знаковыми системами без ручного письма. Более того, без ручного письма сегодня это намного более быстро и эффективно. Возражения про мелкую моторику не принимаются, потому что она гораздо лучше разрабатывается на гораздо более комфортных формах деятельности: рисование, шитье, клей, работа с бисером, сборка конструкторов… Умение писать нужно для развития мозга, но его можно реализовывать позже, когда рука окрепнет, например, в виде каллиграфии. В этом случае, можно легко совместить и навык ручного письма, и удовольствие от красивых разнообразных результатов.

Допускаю, что не все согласятся с приведенными примерами, не все поймут или поймут не так, как имел ввиду я. Требуется более подробное обсуждение, ибо затрагиваются базовые представления об организации обучения. Примеры приведены для иллюстрации того, что система образования в целом требует пристального внимания и вдумчивого пересмотра всех оснований. Пытаться водить всех единым строем по привычному образовательному конвейеру для претендующей на лидерство страны в условиях динамично нарастающей сложности, разнообразия и неопределенности мира невозможно. Нужно так организовать систему, чтобы без конфликтов можно было выбирать наиболее близкие каждому стиль, темп и программу обучения. Тогда более консервативные могли бы обучаться в привычном для их родителей ключе, а более мобильные и рискованные — испытывать на себе новые методики и подходы. Но для этого нужно сначала договориться и построить такую гибкую систему образования, отвечающую осознанным и утвержденным в обществе целям.

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарии

  1. В школе (в образовании) не может быть тренеров, могут быть только учителя (желательно по призванию и возможностям), которые стараются передавать знания, учить их “добывать”, а еще такие, кто не жалеет личного времени, находит возможность и просто общаться с детьми.

  2. Кушнир Михаил Эдуардович– член правления Лиги образования, тренер
    программы Apple (APD) по эффективному использованию планшетов в
    образовании, Соросовский учитель–2000, Apple Distinguished
    Educator-2000.

    25 лет в гимназии 45 им. Л.И.Мильграма в качестве учителя информатики и заместителя директора по ИТ.
    Основной вид деятельности сегодня– проведение семинаров, тренингов и
    консультаций по развитию образования, построению или реструктурированию информационной образовательной среды, в частности электронных журналов и дневников, управленческих задач в образовании.

    Как такой человек может правильно рассуждать об обучении детей??? Одна его регалия -тренер – говорит о многом: дрессура, как в цирке. Тем более – и Сорос тут подмешан.