Так нужны ли компьютеры в школе?
Как обстоят дела с информационными технологиями в школах? Есть ли они? А нужны ли они? Аналитический отчёт ОЭСР ищет ответы на эти вопросы.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) занимается масштабной аналитической работой, в том числе в области образовательной политики. В этот раз отчёт называется «Учащиеся, компьютеры и обучение: устанавливая связь».
Данные об использовании ИКТ в школе, дома и о формировании цифровых навыков среди учащихся средних школ собирались в 29 странах-участницах ОЭСР и в 13 странах-партнёрах (Российская Федерация входит в этот список) – в странах, принимавших участие в международном тестировании PISA-2012. Исследовалась связь между математической грамотностью и использованием ИКТ в школе, навыки поиска в Интернете, общая технологическая обеспеченность в школах и эффективность педагогических практик.
Из интересных результатов
Выяснилась некая закономерность между временем, проводимым школьниками в Интернете, и их самочувствием в школьном коллективе. Так, ребята, проводящие более 6 часов в день в Интернете, в два раза чаще сообщают о чувстве одиночества в школе по сравнению с ребятами, посвящающими интернету 1-2 часа в день.
Ещё находка: ограниченный доступ к ИКТ на уроках в школе, как правило, лучше влияет на успеваемость, чем полное их отсутствие. Однако чрезмерное использование ИКТ (в развитых странах) приводит к значительному снижению успеваемости.
Есть такая интересная закономерность: учителя математики, которых ученики оценили как более «ориентированных на учеников», т.е. использующих индивидуальный подход и проектные методики, более склонны к использованию цифровых технологий на своих уроках (к примеру, для проверки заданий, для обратной связи или для организации групповой работы). Ещё любопытный факт: в некоторых странах сообщалось об улучшении дисциплины на уроках, где используется ИКТ (например, в Австралии, Дании, Норвегии, Швейцарии, Китае), а в других, наоборот, о значительном ухудшении (Чехия, Греция, Венгрия, Израиль, Мексика, Португалия, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Уругвай). Возможное объяснение этому – в первой группе стран ИКТ в школах начали применяться гораздо раньше, чем во второй группе, соответственно, и педагогического опыта в использовании цифровых технологий на уроках накоплено значительно больше.
Использование ИКТ в образовании (вот это сюрприз!) почти никак не сказывается на успеваемости. Иными словами, на настоящий момент гораздо более важной целью является гарантированное обучение детей всем необходимым навыкам в сфере счёта и чтения. Гораздо более важной, чем предоставление доступа к новейшим технологическим устройствам. Здесь нужно отметить, что еще в советское время было авторитетно доказано, что ТСО (технические средства обучения) никак не влияют на качество обучения. Качество зависит только от методики преподавания предмета.
Настало время новой дидактики
Судя по всему, глубокое понимание концепций и высокоорганизованное мышление возможно выстроить (еще один сюрприз!) только с помощью активного взаимодействия учащихся друг с другом и с преподавателем. Информационные технологии (при неправильном использовании) только отвлекают от этого важнейшего процесса. К сожалению, до сих пор не разработано эффективных педагогических подходов, которые могли бы извлекать максимальную пользу от использования ИКТ. Педагогические практики XX века абсолютно непригодны к цифровому окружению XXI века. Ученик, «копипастящий» ответы при выполнении домашнего задания, вряд ли становится умнее. Если мы хотим, чтобы наши дети были умнее, чем их смартфоны, нам нужна ещё более умная, более современная, более продвинутая педагогика.
Со всей ответственностью можно заявить, что настало время новой дидактики. Наверное, где-то уже родился новый Ян Амос Коменский, а может, он уже работает в школе и разрабатывает новые принципы обучения.
А пока единственно верный путь к безопасному использованию технологий в классе – их применение в проектно-ориентированной деятельности, обучении совместной работе над информацией, формировании виртуальных и удалённых лабораторий, создании и использовании интерактивных пособий и обучающих игр-симуляторов.
И все-таки необходимо отметить одно явное преимущество использования ИКТ при обучении: это единственный способ сделать образование доступным для всех, в любом месте и в любое время.