Россия – великая морская держава

310-летие отечественного военно-морского флота

История ВМФ неотделима от российского государства. Периоды процветания или упадка нашего Отечества, так или иначе, связаны с победами или с поражениями в морских баталиях, с периодами роста или ослабления его морской мощи.
История регулярного Военно-Морского флота России начинается с октября 1696 года, когда Боярская Дума, по настоянию Петра I постановила: «Морским судам быть!». Петр I хорошо понимал жизненную необходимость создания военного флота для России. От отца и деда он не унаследовал ни флота, ни матросов, но с присущим ему чутьем обнаружил и использовал опыт и славные мореходные традиции отважных русских «казаков-землепроходцев», поморов и казацкой вольности, с незапамятных времён бороздивших на своих кочах, чайках, челнах воды великих русских рек, Азовского, Черного, Каспийского и Белого морей, Ледовитого и Тихого океана.

С детства влюблённый в водную стихию; чувствовавший себя на палубе корабля не менее уверенно, чем на твердой земле, Петр знал море, любил его и прозорливо оценивал значение флота для будущего России, которой суждено было еще при его жизни стать великой морской державой.
Зарождению регулярного флота в России сопутствовало чрезвычайно бурное развитие отечественного кораблестроения. Для молодого флота строились гребные галеры с несколькими пушками, парусные многопушечные корабли – быстроходные фрегаты и линейные корабли, имевшие на вооружении до ста пушек, а также корабли других типов. Русские талантливые умельцы создавали корабли оригинальной конструкции, хорошо вооруженные и отличавшиеся высокой мореходностью.
К этому периоду относится и попытка Ефима Никонова, плотника из подмосковного села Покровское, построить первую боевую подводную лодку –«Потаённое судно». В первой половине 18 века быстро строится флот. С 1696 по 1711 год для Азовского флота было построено 215 судов. С 1702 года начал создаваться Балтийский флот.

Через 20 лет в его составе было 32 линейных пятидесяти- и стопушечных корабля, около ста парусных и до четырёхсот гребных судов.

Петр I создал свою морскую науку, свою формулу ведения войны на воде. Яркий и стратегический талант Петра проявился в том, что он высказал мысли об использовании преимуществ ведения боя на ветре и под ветром, о необходимости нахождения флагмана на отдельном корабле, не участвующем в сражении, а только им управляющим, о тренировке и воспитании личного состава, о маневре, приводящем к рассредоточению сил противника. Эти мысли, развитые учениками и последователями Петра, привели к созданию русской национальной школы военно-морского искусства, к созданию маневренной морской тактики, к мировой славе русского Военно-Морского Флота.

Волей Петра I и его сподвижников был создан регулярный Военно-Морской Флот, который в 2006 году отмечает свой 310-й юбилей.
Говоря о сподвижниках Петра Великого, нельзя не сказать об Иване Ивановиче Неплюеве – талантливом флотоводце, контр-адмирале, первом 1убернаторе Оренбургского края, основателе г. Оренбурга и г. Троицка, много сделавшем для того, чтобы город Челябинск стал центром Исетской провинции. На вторую половину 18 века приходятся такие знаменательные события в истории отечественного флота и российского государства, как первый выход кораблей регулярного флота за пределы Балтийского моря, создание Черноморского флота и его главной базы – города Севастополя. А на небосклоне российской истории зажглась звезда адмирала Ушакова!

Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. с меньшим, чем у противника, числом кораблей, с почти вдвое меньшим числом пушек русский флот под флагом адмирала Ф.Ф. Ушакова наносил врагу одно поражение за другим. Так было в сражении при Фидониси (3 июля 1788г), тогда у турок было 49 кораблей против 36, при Керчи (8июля 1790г), когда турки имели 54 корабля против 33, при Гаджибее (28-29 августа 1790г), когда русский флот насчитывал 37 кораблей против 45 турецких, и при Калиакрии (31 июля 1791 г), когда эскадра адмирала Ушакова в составе 16 линейных кораблей, двух фрегатов и 21 малого судна, против 78 турецких кораблей (998 пушек против 1800) наголову разгромила противника. Замечательными подвигами прославили себя моряки-ушаковцы при штурме крепости Корфу, которую весь мир считал непреступной. Узнав о победе при Корфу, великий полководец А. В. Суворов воскликнул: <Ура> русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом!>

Во второй половине 18 века были продолжены связи Урала с Военно-Морским Флотом России. Наш регион дал флоту не только оружие, но и талантливых людей. Один из представителей известной династии уральских горнозаводчиков Демидовых – Василий Львович Демидов, восьми лет не доживший до своего столетия, связал свою судьбу с флотом. Он был флота – капитан-лейтенант, в 1788 году под командой адмирала С.К. Грейга участвовал в кампании против шведов, был в сражении у острова Гогланд. В 1789 году перешел на Черноморский флот под командование Н. Сенявина. В 1791 под командой контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова участвовал в сражении с турецкой эскадрой. В 1795 году вышел в отставку и уехал в Нижегородскую губернию.
В многочисленных боях с иноземными флотами русские моряки показывали чудеса доблести и мужества, храбрости и смелости, отваги и мастерства. Российский флот воспитал немало талантливых флагманов, обогативших искусство ведения морского боя оригинальными приемами. Навечно в памяти народа останутся имена блистательной эпохи парусного флота: Петра I, Федора Апраксина, Григория Спиридова, Федора Ушакова, Дмитрия Сенявина, Михаила Лазарева, Владимира Корнилова, Павла Нахимова.

19 век ознаменовал наступление новой эпохи в истории ВМФ. Деревянные парусные корабли, достигнув наивысшего развития, в середине 19 века уступили место кораблям, построенным из железа и снабженным вместо паруса механическими двигателями. Корабли стали строить с гребными винтами, с применением бронирования, с башенными артиллерийскими установками и другими техническими усовершенствованиями.
В боевую летопись отечественного Военно-Морского Флота 19 века навсегда вошли имена флотоводцев, военачальников, простых русских матросов -героев Крымской войны. Севастопольская эпопея 1854-1855 гг. продемонстрировала несгибаемый дух всех защитников города и прославленных руководителей его обороны-адмиралов В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина, которые сражались вместе с матросами, солдатами и погибли как герои. Петр Кошка, Игнат Шевченко, Федор Заика, Даша Севастопольская показали образцы смелости и отваги, стали олицетворением преданности долгу русского патриота.

После поражения в Крымской войне Россия лишилась военного флота на Черном море, поэтому в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. она вступила фактически без боевых кораблей. Однако и в этих трудных условиях русские моряки достойно проявили себя. Благодаря энергии и стараниям передовых офицеров флота капитан-лейтенанта Н. М. Баранова, лейтенанта С. О. Макарова и 1р. для действий против турецкого флота, в составе которого были уже броненосные корабли, использовались минные катера и шлюпки, а также мобилизованные для военных целей и вооруженные быстроходные коммерческие пароходы,
Развитие промышленности позволило в 80-х гг. 19 века начать строительство на Черном и Балтийском морях броненосных кораблей. За два десятилетия ценой огромных расходов и усилий удалось создать боеспособные флоты и подготовить для них массу специалистов. При поддержке государства развивался Добровольный флот как торговый и как резерв судов и кадров для военного. В сборе средств на приобретение судов Добровольного флота приняли наивное участие жители Южного Урала. Всего оренбуржцами было собрано 25873 руб.42 коп. Эта кампания проводилась по всей стране и принесла свыше четырёх миллионов рублей. На собранные деньги были приобретены 4 парохода.

В эпоху паросилового броненосного флота было разработано и внедрено несколько кораблестроительных программ, построено более 400 кораблей различных классов. В этот период в России впервые в мире были созданы корабли совершенно новых типов – броненосные крейсера, миноносцы, линейные корабли, подводные минные заградители и др.
Новейшие корабли требовали роста мастерства, мужества, стойкости моряков. В историю нашего флота вписаны подвиги экипажей крейсера I ранга <Варяг> и канонерской лодки <Кореец>, миноносца <Стерегущий> и броненосного крейсера <Дмитрий Донской>, минного заградителя <Амур> и броненосца береговой обороны <Адмирал Ушаков> до конца выполнивших свой воинский долг перед Отчизной во время русско-японской войны.
Флот России оказал значительное влияние на общий ход событий Первой мировой войны. На Черном море и Балтике, в водах Средиземного моря и в Заполярье русские моряки стойко и мужественно несли боевую вахту. Героические подвиги экипажей линейного корабля «Слава», эсминцев «Гром» и «Новик», канонерских лодок «Грозящий» и «Храбрый», подводного заградителя «Краб» приумножили славу Военно-Морского Флота.

После революционных событий и гражданской войны уже в 20-х годах 20 века удалось восстановить первые боевые корабли, освоить строительство сторожевиков, подводных лодок, катеров, а затем эсминцев, крейсеров. Это был подвиг народа, несмотря на трудности, воссоздавшего морскую силу государства. В Великой Отечественной войне эта сила достойно проявила себя и на море, и при обороне баз. Под руководством Народного комиссара ВМФ адмирала Н. Г. Кузнецова советский Военно-Морской Флот до конца выполнил свой долг перед Родиной и внес существенный вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне. Советские военные моряки сохранили лучшие флотские традиции, выработанные многими поколениями: верность долгу и флагу, стойкость и мужество в бою. За воинскую доблесть более 350 тысяч матросов, старшин, офицеров и адмиралов были награждены орденами и медалями, около 600 человек стали Героями Советского Союза, а семь из них – Б. Ф. Сафонов, А. О. Шабалин, В, Н. Леонов, В. И, Раков, Н. Г. Степанян, А. Е. Мазуренко, Н. В. Челнаков – удостоены этого звания дважды. Боевыми орденами награждены 238 кораблей и частей, 78 кораблям, частям и соединениям флота присвоено звание гвардейских. В послевоенный период отечественный флот стал одним из сильнейших в мире ракетно-ядерным, океанским, способным решать стратегические задачи в любых условиях.

В 20 веке южноуральцы по-прежнему были причастны к морской истории Отечества. Российский Флот гордится теплоходом «Челябинск» и подводной лодкой «Магнитогорск», атомным подводным крейсером «Челябинск» и эсминцем «Безудержный», над которыми шефствуют Челябинск и Челябинская область. Прославили наш край подводные лодки «Челябинский комсомолец», «Ленинский комсомол», «Магнитогорский комсомолец».
Российский Военно-Морской Флот овеян неувядаемой славой блистательных побед. Целых два столетия (1714-1904гг.) русские флотоводцы и моряки не знали поражений. Гангут, Гренгам, Чесма, Гогланд, Выборг, Керчь, Тендра, Калиакрия, Корфу, Наварин, Синоп – все это названия морских побед. Только за 200 с лишним лет существования отечественного регулярного флота (за период до октября 1917г) русские корабли участвовали в 24 крупных морских сражениях, 23 из которых выиграли, (кроме Цусимского в 1905). Русские моряки 75 раз принуждали неприятеля спустить его военно-морские флаги.

На территории Челябинской области находится целый <морской район>, названный в честь знаменитого сражения – Чесменский. В Чесменском сражении 26 июня 1770 г русские моряки совершили бессмертный подвиг, когда огнём брандера, которым командовал лейтенант Д.С. Ильин, и метким артиллерийским залпом с других кораблей, был разгромлен и уничтожен намного превосходящий по силам турецкий флот.
В июле 2006 г в степном, отдаленном от морских берегов на тысячи километров, Чесменском районе Челябинской области был открыт монумент, олицетворяющий силу и мощь России. За основу памятника воинской славы была взята величественная Чесменская колонна, возведенная в Царском Селе Антонио Ринальди в 70-х гг. 18 в. Современную колонну изготовили мастера местного предприятия ООО «Яшма». Колонна в Чесме посвящена подвигу и мужеству всех жителей района, отдавших свои жизни в войнах 20 века. Защита своего Отечества, служение науке, жажда новых географических открытий – вот что вдохновляло русских моряков на труд и на подвиг, вот что звало вперед, за неизведанные горизонты земли. В 18 в. флотские офицеры Витус Беринг, А. И. Чириков, С. Г. Малыгин, Д. А. Овцын, В. В. Прончищев, Харитон и Дмитрий Лаптевы внесли много нового в историю изучения и освоения морей Дальнего Востока и Северного Ледовитого океана. В 19 в. из морской крепости Кронштадт отправлялись в кругосветные плавания корабли под командованием И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева. Русские моряки только в первой половине 19 в. совершили 36 кругосветных плаваний, обогатив мировую науку открытием Антарктиды, исследованиями Тихого океана от Австралии до Аляски, множеством капитальных трудов по географии, океанографии, гидрометеорологии, навигации. В результате дальних и кругосветных плаваний на карте мира появилось до 600 названий новых морей, заливов, архипелагов, островов и мысов, названных в честь русских мореплавателей и землепроходцев.

Российские моряки гордятся тем, что из флотской среды вышли и трудились на благо Военно-морского Флота такие талантливые и известные всему миру деятели науки, техники, культуры и искусства, как творцы первого в мире ледокола С. О. Макаров и первого самолета А. Ф. Можайский, изобретатель радио А. С. Попов, писатель К. М. Станюкович и создатель Толкового словаря русского языка В. И. Даль, композитор Н. А. Римский-Корсаков, художники И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов и В. В. Верещагин.
Славная традиция быть первыми в изучении Мирового океана, совершенствовании военно-морского искусства, науки и техники развивается современными военными моряками России, унаследовавшими от предшествующих поколений все самое лучшее и ценное.
Опыт трех столетий свидетельствует, что, несмотря на многочисленные трудности, в очередной раз в новом веке Военно-Морской Флот нашего Отечества возродится, и Россия вновь обретет статус великой морской державы.

Алексей Николаевич Терехов,
руководитель музея ВМФ МОУ СОШ № 147,
член Совета Челябинского областного общества краеведов

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *