Олег Владимирович Кульдяев

Славный век моряков-подводников (100-летие подводного флота России)

Подводным силам Военно-Морского флота России исполняется 100 лет. Во многих странах, начиная с XVI века, были попытки осуществить мечту Жюль Верна и создать свои «Наутилусы», однако до начала XX века в морских глубинах планеты так и не появилось ни одной подводной лодки.

Мечтали об этом и в России, но лишь в 1903 году со стапелей Балтийского завода сошел первый подводный корабль под именем «Дельфин». Он был создан по проекту «Миноносец-150» русского инженера Ивана Бубнова и капитана 1 ранга Михаила Беклемишева. Когда на воду спустили несколько субмарин, император Николай II издал 19 марта 1906 года высочайший Указ, согласно которому подводные лодки стали считаться новым самостоятельным классом боевых кораблей. Этим же Указом в состав Российского флота были включены 10 субмарин.
За сто лет в нашей стране (с учетом царской России и Советского Союза) было построено 243 атомных и более 1000 дизельных подводных лодок. С внедрением на них ядерных энергетических установок, мощных ракетных комплексов и бесшумных корпусов субмарины стали грозным и неуязвимым видом войск с неограниченной автономностью плавания.

До 1917 года День рождения подводных военно-морских сил считался в России официальным праздником. Приказом Главкома ВМФ Ф.Н. Громова с 1996 года эта историческая дата отмечается в нашей стране как День моряка-подводника.
Русско-японская война (1904-1905 гг.) стала первой в мировой истории, когда наши 7 подводных лодок, объединенные в Отдельный отряд миноносцев, заставили противника дрогнуть.

Первая бригада подводных лодок была сформирована в 1911 году в составе Балтийского флота и базировалась в Либаве. Она включала подводных лодок и плавбазы «Европа» и «Хабаровск». В первую мировую войну (1914-1918 гг.) подводные лодки широко применялись для борьбы с противником на морских коммуникациях.

Величайшей заслугой советских людей стало создание в довоенные годы современного для того времени подводного флота. Несмотря на трудности социалистического строительства, агрессивное противостояние, экономическую и политическую блокаду капиталистических стран, в стране в кратчайшие сроки была создана судостроительная промышленность, подготовлены для флота квалифицированные командные кадры и специалисты.
Благодаря этому, флот нашей державы превратился в могучую боевую силу, способную противостоять немецко-фашистским агрессорам. Уже в 1939 году наш Военно-Морской Флот по числу подводных лодок вышел на первое место среди флотов мира. За 1930-39 гг. в СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей.

Моряки-подводники на протяжении всей своей истории отличались высокой самоотверженностью и профессионализмом. Сила духа и мужества военморов, до конца выполнивших свой долг, золотыми буквами вписаны в героическую летопись России.
Еще до Великой Отечественной войны за героизм, проявленный в республиканской Испании, командиры советских подводных лодок Иван Александрович Бурмистров и Николай Павлович Египко первыми из военных моряков были удостоены звания Героя Советского Союза.
К началу Великой Отечественной войны в составе четырех флотов находилось 212 подводных лодок. Моряки-подводники, рискуя жизнью, выполняли самые опасные задания, ни разу не заставив усомниться в своем мужестве. В годы Великой Отечественной войны советские под-водные лодки потопили около 100 боевых кораблей и свыше 300 транспортов фашистов общим тоннажем более одного миллиона тонн.
За доблесть и отвагу свыше 6 тысяч моряков были награждены орденами и медалями себя 11 и медалями, 27 человек стали Героями Советского Союза. Среди них был и наш земляк, по комсомольской путевке приехавший на строительство Магнитки, Михаил Васильевич Грешилов. Окончив высшее военно-морское училище, капитан 3-го ранга Грешилов командовал на Черноморском флоте подводной лодкой, которая совершила 24 боевых походов, потопила 5 и повредила 3 крупных вражеских корабля.
Действуя бесстрашно и дерзко, наши подводники топили фашистов там, где нападения никто не ожидал. Навсегда в историю войдет командир подводных лодок Щ-421 и К-21 легендарный Николай Александрович Лунин, экипажи которого уничтожили 18 вражеских кораблей. Мировую известность Лунину принесла атака фашистского суперлинкора “Тирпиц”, в результате которой флагман гитлеровского военного флота был надолго выведен из строя. Дерзость знаменитой атаки состояла в том, что “Тирпиц”, имея 36 орудий, два боевых самолета, шел в сопровождении 8 миноносцев. Чтобы поразить его, подлодке Лунина пришлось 15 раз поднимать перископ почти в центре вражеской эскадры. Каждый подъем мог стать последним.

Своим личным врагом Гитлер назвал капитана 3 ранга Александра Ивановича Маринеско, командира подводной лодки “С-13”. Именно она в 1945 году отправила на дно немецкий лайнер «Вильгельм Густлов», на котором от наступления Красной Армии спасалась последняя надежда Гитлера – 3700 высококлассных подводников, более 6000 офицеров СС и гестапо. Именно эта подводная лодка потопила огромный немецкий военный транспорт «Генерал фон Штойбен» с личным составом танковой дивизии.

На счету подводного минного заградителя Краснознаменного Балтийского флота Л-3, которым командовали П.Д. Грищенко и В.К. Коновалов, 28 уничтоженных кораблей и транспортов противника. За время войны экипаж в 50 человек был награжден 423 орденами и медалями! Нынешнее поколение военных моряков свято чтит память М.Гаджиева, Ф. Видяева, И. Колышки-на, И. Фисановича и многих других офицеров-подводников, учится у них боевому мастерству, верности воинскому долгу, любви к Родине.

Яркой страницей в летопись Великой Отечественной войны вошел всенародный сбор средств на строительство самолетов, танков и боевых кораблей. На средства, собранные по инициативе комсомола Челябинской области, были построены две подводные лодки. В марте 1943 года челябинская делегация передала их Северному флоту. Подлодка “Ленинский комсомол” трагически погибла в боевом походе в июле 1943 года.
Вторая подводная лодка М-105 “Челябинский комсомолец” в морях Заполярья совершила 10 боевых походов и потопила 6 фашистских транспортов общим водоизмещением 43 тыс. тонн. Более трех тысяч гитлеровцев, много военной техники и боеприпасов ушли на дно.
После войны подводную лодку «Челябинский комсомолец»списали, как устаревшую, а её имя в 60-х годах присвоили большой дизель-электрической подводной лодке проекта 641-Б. По всем характеристикам она намного превосходила прежнюю «малютку».

Недавно были рассекречены подробности исторического похода «Челябинского комсомольца» вместе с тремя подводными лодками Северного флота к берегам Кубы и США осенью 1962 года. Этот поход в тревожные дни Карибского кризиса многие специалисты считают яркой страницей в развитии отечественного Военно-Морского флота, поворотным моментом в его истории.
Против квартета советских подводных лодок командование американского флота бросило три авианосные противолодочные поисково-ударные группы в составе трех авианосцев, каждый из которых имел на борту 50-70 самолетов, противолодочный вертолетоносец, более 180 кораблей сопровождения и почти 200 самолетов базовой патрульной авиации! В боевой готовности находились еще два авианосца и другие военные корабли.
Американцам удалось обнаружить советские подводные лодки, кроме, нашей. Три субмарины вынуждены были всплыть. Но какой ценой сохранила свою тайну наша подводная лодка? Её командир капитан 2 ранга Рюрик Александрович Кетов вспоминал: «Из-за высокой влажности постоянно что-то ломалось, нужно было исправлять поломки. Электролит в аккумуляторных батареях закипал, отравляя людей парами кислоты. Маломощный опреснитель выдавал по капле воды. В дизельном и электромоторном отсеках температура достигала 60-65 градусов. Дышать было нечем. Люди падали в обморок, многие болели».

Американские самолеты всё-таки отыскали лодку, преследуя ее, сбрасывали гидроакустические буи и бомбили. Трое суток лодка уклонялась от атак, отрывалась от преследования, меняя скорость и глубину погружения. Наконец, ночью удалось всплыть и зарядить батареи. В таких, казалось, нечеловеческих условиях на борту лодки царил дух товарищества и взаимовыручки.

После Великой Отечественной войны флот нашей Родины стал качественно новым стражем государства – подлинно океанским, атомным, ракетно-ядерным. По ряду показателей он опережал флоты других стран.
Например, атомная подводная лодка К-222 первая в мире развила под водой скорость 42 узла (77,8 км в час). Рекорд глубины погружения для боевых подлодок – 1025 метров принадлежит нашей субмарине К-278. Запустить ракету из морской глубины на Северном полюсе смог лишь атомоход “Новомосковск”. В 1991 году впервые в мире атомная подлодка под командованием капитана 2 ранга Сергея Егорова выстрелила одним залпом 16 баллистическими ракетами. И все ракеты попали в цель.

В Книгу Гиннеса, как самая быстрая доставка почты, занесена отправка российской баллистической ракетой с подводной лодки в 1995 году из Баренцева моря на Камчатку модуля с научной аппаратурой на 9 тысяч километров за 20 минут.
В послевоенный период Золотые Звезды Героев Советского Союза получили 74 подводника. В эту славную когорту вошел и наш земляк вице-адмирал Александр Иванович Петелин. Выпускник Кыштымского ФЗУ, он в 1937 году окончил Военно-морское училище и с первых дней Великой Отечественной войны находился в рядах защитников Родины. За проявленные доблесть и мужество был награждён двумя орденами Ленина, двумя – Красного Знамени, двумя – Красной Звезды и многими медалями. Звание Героя Советского Союза получил как руководитель длительного похода подо льдами Северного Ледовитого океана атомной подводной лодки “Ленинский комсомол”, экипаж которой водрузил на полюсе Государственный флаг СССР.

Немало в стране моряков-подводников, успевших стать Героями России. Вот только один пример. В зоне абсолютного господства противолодочных сил США российская атомная подводная лодка «Волк» обнаружила и длительное время скрытно следила за передвижениями новейшего американского подводного ракетоносца «Огайо», считавшегося недосягаемым для субмарин противника. В Пентагоне тогда разразился крупный скандал, а <виновник> тревожной ситуации командир подводного атомохода Алексей Буриличев, ныне контр-адмирал, заместитель начальника штаба Северного флота, стал Героем России.
Многие подвиги моряков-подводников до недавнего времени были известны далеко не всем. В 1961 году на атомной подводной лодке «К-19» в Атлантике произошла авария реактора. Самоотверженная работа членов экипажа, многие из которых получили смертельные дозы радиации, предотвратила взрыв, который мог привести к третьей мировой войне.

О том, что профессия моряка-подводника опасна и в мирное время, напоминают 7 подводных лодок, упокоившиеся на дне океана. Две из них американские «Трешер» и «Скорпион». И пять наших. С 1961 по 2004 годы на советских и российских субмаринах погибло 516 человек.
7 апреля 1989 года в Норвежском море после пожара под водой затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Спаслись лишь 27 моряков из 69 членов экипажа. Теперь эта скорбная дата – 7 апреля ежегодно отмечается в России как День памяти моряков-подводников.

Еще раньше 8 марта 1968 года в 350 милях севернее Гавайских островов погиб весь экипаж (96 человек) дизельной подводной лодки К-129. В 1970 году в Бискайском заливе ушла на дно атомная лодка К-8, погибли 52 человека. В октябре 1986 года в Атлантике севернее Бермудских островов затонула стратегическая АПЛ К-219 с баллистическими ракетами на борту. Погибли 4 матроса. 30 августа 2003 года в Карском море ушла на дно АПЛ К-159 ввиду невозможности восстановления и дороговизны утилизации.
Военные моряки до сих пор не могут смириться с гибелью 14 августа 2000 года при проведении учений Северного флота многоцелевой атомной подводной лодки К-141 «Курск». Погибли 118 человек, среди которых наши земляки: магнитогорец капитан 3 ранга Марат Байгарин, копейчане старший лейтенант Вадим Бубнив и мичман Валерий Байбарин, верхнеура-лец главный старшина Ришат Зубайдуллин и чебаркулец старший мичман Сергей Власов.
В память всех подводников земли русской 16 сентября 2001 года на берегу озера Разлив (именно здесь Петр I смотрел за испытаниями первой русской подлодки) была торжественно открыта часовня покровителя моряков Николая Чудотворца. На четырех памятных досках здесь высечены названия всех погибших российских субмарин.

Наша область тесными узами связана с экипажами подшефных боевых кораблей, стала базой создания современных баллистических морских ракет, накопила большой опыт военно-патриотического воспитания молодежи.
В послевоенные годы челябинские делегации неоднократно выезжали на Северный флот и посещали подводные лодки “Челябинский комсомолец” и “Магнитогорский комсомолец”. Моряки тоже совершали ответные визиты вежливости к своим шефам.
В декабре 1997 года заключен договор о шефских связях Челябинска с атомным подводным крейсером стратегического назначения К-422 «Челябинск». С подшефным кораблем поддерживается постоянная связь, оказывается материальная, культурная и другая помощь. Ведется строгий отбор призывников, желающих служить на “Челябинске”.

Днем рождения атомохода считается 29 декабря 1990 года, когда на нем подняли военно-морской флаг. В августе-сентябре 1991- года он подо льдами Арктики прошел путь от Кольского полуострова до Камчатки. За годы службы экипаж атомохода «Челябинск», образно говоря, уже трижды обогнул экватор.
О боевых возможностях «Челябинска» говорят такие данные. Он может уходить на глубину 600 метров, в автономном плавании находиться 120 суток, развивать под водой скорость до 32 узла. На его вооружении состоят 24 крылатые ракеты, которые с огромной сверхзвуковой скоростью могут поражать цели на расстоянии до 770 километров. Противолодочные ракеты, взмывая ввысь на 14 километров, уничтожают цели до 150 километров. Есть и торпеды, которые под водой со скоростью 100 километров в час уничтожают цели на расстоянии до 50 километров.
«Челябинск» несколько лет занимает первые места в дивизии и флотилии, признан «отличным» на Тихоокеанском флоте. Экипаж под командованием капитана 1 ранга Сергея Васильевича Яркина провел от Кольского полуострова до Камчатки новейший подводный ракетоносец «Томск», Это был очень трудный переход, за которым ежеминутно следили спутники и другие спецсредства США. Но профессионализм, умение и хитрость командира ракетоносца позволили обмануть разведывательную службу США и прийти кораблю в порт назначения незамечен-ным.

Сейчас на «Челябинске» новый командир – капитан I ранга Владимир: Сарабеевич Куашев. Во время его визита на Южный Урал в ноябре 2000 года, он был принят Губернатором области П.И. Суминым, была достигнута договоренность о расширении шефских связей.
Челябинская область вносит важный вклад в укрепление военно-морских сил. Речь идет не только о высококачественном и прочном металле для боевых кораблей. В Южно-Уральском государственном университете готовятся прекрасные кадры для подводного флота. В Миасском Государственном ракетном центре имени академика В.П. Макеева создаются мощные ракетные комплексы для подводных атомоходов. Уместно вспомнить, первая межконтинентальная ракета поступила на вооружение флота США лишь через 7 лет после того, как подобное оружие появилось на советской подлодке.

После распада СССР на флоте, как и в армии, сложилось тяжелейшее положение. Выступая в ноябре 1999 года на совещании, посвященном ситуации на Военно-Морском Флоте, В.В. Путин, в то время еще премьер-министр России, заявил: “Мы подошли к такой черте, которая очень тревожна”.
С 1991 года численность личного состава флота в России уменьшилась в два раза. На металлолом ежегодно списывалось около 200 кораблей и судов, принадлежащих флоту. У пирсов стоят десятки подводных атомоходов с не выгруженными ядерными стержнями реакторов.
На парламентских слушаниях, посвященных военной реформе, сообщалось, что 70% подводных лодок стратегического назначения нуждаются в ремонте, 50% – технически и морально устарели, будут выведены из строя, а среди тех, что останутся, 75 % будут потеряны из-за окончания гарантийного срока использования корабельных ракетных комплексов.
Главная причина – нет денег. С 1990 года объем оборонного госзаказа сократился в несколько раз. Доля Военно-Морского флота в объеме бюджетного финансирования Министерства обороны снизилась в 2,5 раза. В результате в США на вооружении около сотни атомных подводных лодок, у России лишь три десятка (большинство из них подолгу не выходят в море). Ситуация на флоте требует немедленного принятия кардинальных мер.
В последние годы положение хоть и крайне медленно, но поправляется. По сравнению с концом 90-х годов дальние походы стали проходить чаще, а боевая учеба интенсивнее. Проходят совместные учения с подводниками стран НАТО. В 2004 году российская АПЛ «Вепрь» впервые в истории зашла на французскую базу в Бресте, летом 2005 года российские подводники приняли участие в маневрах НАТО по поиску и спасению экипажей аварийных подлодок.
Возродилось строительство новых кораблей подводного флота. В прошлом году введены в строй стратегические атомные подлодки четвертого поколения «Юрий Долгорукий» и «Дмитрий Донской», завершается создание новейшей многоцелевой АПЛ «Северодвинск», два года назад заложена на стапелях подлодка такого же типа «Александр Невский». Новые субмарины оснащаются сверхсовременным оружием. Уже идут испытания межконтинентальной твердотопливной баллистической ракеты с разделяемой головной частью «Булава», существенно превосходящей американский аналог «Трайдент-2»
Военный моряк-подвод ник – это и романтичная профессия. О них создают фильмы, пишутся стихи и песни. Когда композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов побывали на «Челябинском комсомольце», у них родилась песня «Усталая подлодка», ставшая неофициальным гимном всех моряков подводников. Видимо, не все, кто смотрел фильм «72 метра», знают о том, что «снимался на дизельной подводной лодке «Магнитогорск».

Отмечая 100-летие российского подводного флота, ветераны – военные моряки, возглавляемые областными Советами ветеранов войны, труда и правоохранительных органов (председатель – Сурков А. П.) и Военно-Морского Флота проводят большую разъяснительную работу среди населения, постоянно выступают перед воинами и молодежью.
В челябинской школе № 147 с 1 сентября 1996 года активно работай военно-морской музей. Он стал центром воспитательной работы ветеранов с молодёжью. Здесь проводятся встречи с моряками эсминца”Безудержный”
1 атомного подводного ракетоносца “Челябинск”, проводы юношей на подшефные корабли, торжественно отмечается День Военно-Морского Флота.
Российский подводный флот в годы минувшей войны с честью выполню возложенные на него задачи. Исполнив свой высший долг, ветераны-моряки могут честно смотреть в глаза матери-отчизне, своему народу, новому поколению матросов и морских офицеров.
И, наверное, самой высокой оценкой подвига моряков-подводников в годы Великой Отечественной войны, самой светлой памятью о тех, кого поглотила морская пучина, самой лучшей наградой для всех, кто сегодня стережет океанские границы России, будут звучащие, как клятва, простые, но ёмкие, слова: “ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ!”
С юбилеем Вас, дорогие военные моряки подводного флота России!
С Днем моряка-подводника всех, кто любит море, кто помогает флоту!

Олег Владимирович Кульдяев,
поэт и композитор,
член Президиума Совета ветеранов Челябинской области

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *