Новые стандарты – старшей школе
Около четырехсот представителей системы образования из всех уголков России собрались в эти июльские дни в курортном Геленджике. Но повод для встречи – не отдых у моря, а серьезная работа с перспективой на будущее.
Сотрудники МОН РФ, институтов развития образования из 51 региона РФ, органов управления образованием, директора и преподаватели образовательных организаций всех уровней в ходе межрегионального семинара-совещания определили, в каком направлении вести разработку основной программы для системы среднего общего образования.
Приветствуя участников совещания, первый замминистра Минобрнауки РФ Н.В. Третьяк подчеркнула, что необходимо оперативно разработать программу. Задача сложная, но вполне под силу отечественным педагогам. Не менее важно придать ее гласности, вынеся на общественное обсуждение.
Своеобразным руководством к действию стало поручение Президента страны, высказанное им в мае на объединенном заседании президентских советов. Учитывая этническое, культурное многообразие России, Владимир Путин предложил из общего понятия «филология» вычленить русский язык в независимую область, что позволит повысить качество преподавания этого предмета.
Слово для доклада было предоставлено ректору Московского педуниверситета И.М. Реморенко. Игорь Михайлович сделал акцент на алгоритме подготовки основной образовательной программы, выполнения ее экспертизы, путях дальнейшего использования.
Он провел сравнение ФГОС и рассматриваемой основной образовательной программы для общего образования со стандартами и программами других уровней, обратил внимание на проблемные аспекты. В частности, наличие обязательных учебных предметов, по которым учащиеся сдают ЕГЭ.
Представители педагогической элиты страны в ходе семинара-совещания активно, заинтересованно участвовали в формировании учебных планов для системы среднего общего образования, обсуждении таких важных вопросов, как: проектирование примерных программ учебных предметов; планирование универсальных учебных действий; создание программы социализации и воспитания школьников.
Представлявшие различные регионы страны участники семинара говорили о необходимости участия в процессе разработки примерных основных образовательных программ, проведении их оценки, учебно-методических объединений. Обсуждали механизм взаимодействия разработчиков программ с ассоциациями преподавателей-предметников, экспертами в соответствующей области знаний, управленческими структурами, которое продолжается на всех этапах. Это создание примерных образовательных программ, их корректирование, внесение изменений, и, наконец, размещение в реестре государственной информационной системы.
Запланировано, что с 2020 г., когда новые федеральные государственные образовательные стандарты будут внедрены во всех школах РФ, обязательным итоговым экзаменом станет ЕГЭ по иностранному языку.
На широкое обсуждение общественности все намеченные новшества будут вынесены в начале следующего учебного года. Более полный охват заинтересованной аудитории будет обеспечен посредством использования интернет-технологий, доказавших свою результативность.