Легенда русского флота

К 100-летию героического подвига крейсера “Варяг”

9 февраля 2004 года исполнилось ровно 100 лет со дня подвига легендарного крейсера «Варяг», в котором наиболее ярко проявились смелость, мужество и героизм российских моряков и офицеров, их несгибаемая’ сила духа и воля к победе.

Русский крейсер вступил в бой с 14 мощными бронированными японскими кораблями. Но не о смерти, не об ужасе боя думали русские моряки. Японцы, наверное, были удивлены, когда с русских кораблей покатилось мощное «Ура!»

«Мы все равно пойдем в бой и поддержим честь русского флага», – сказал экипажу командир «Варяга» капитан 1 ранга В.Ф.Руднев, – помните, братцы, что мы будем сражаться до последней возможности и сдаваться не будем!..»

Начался неравный бой. В кромешный ад превратился «Варяг». Японские снаряды разнесли ходовой мостик, надстройки, трубы… Всюду видны были следы разрушения. Крейсер, у которого было затоплено котельное отделение, перестал слушаться руля, и накренился на левый борт. Повсюду лежали бездыханные тела, но уцелевшие матросы (многие были ранены, контужены, оглушены взрывами) с невиданным упорством продолжали бой.

1105 снарядов выпустил русский крейсер по врагу. Они вывели из строя японский броненосный крейсер «Асама», нанесли тяжелые повреждения крейсеру «Чиода», потопили миноносец. Но и русские корабли несли большие потери. Около половины орудий «Варяга» вышли из строя, в корпусе корабля зияли многочисленные пробоины. Для устранения повреждений’ русские корабли вернулись на рейд Чемульпо, но осмотр показал, что продолжать бой было невозможно. Чтобы корабль не достался японцам, не сдавшиеся русские моряки потопили крейсер «Варяг» был затоплен на мелководье, поэтому во время отлива его борт все время обнажался. С помощью спасательных судов «Санто-Мару» и «Киото-Мару» японцам удалось снять с него все орудия и другое ценное оборудование.

8 августа 1905 года «Варяг» был поднят японцами. Своим ходом он прибыл в порт Иокосука, где прошел капитальный ремонт в 1905-1907 годах. Ремонтные работы стоили японским властям 1 миллион иен. Крейсер был введен в строй в качестве военного корабля высшего военного училища под названием «Сойя».

В ходе Первой мировой войны появилась необходимость сформировать Флотилию Северного Ледовитого Океана для охраны русского побережья Баренцева моря и торгового пути из Англии в Мурманск. Для этого приказом Морского Генерального Штаба был сформирован отряд судов особого назначения под командованием контр-адмирала А. И. Бестужева-Рюмина (1878-1917гг.).

В отряд вошли бывшие корабли 1-ой Тихоокеанской эскадры, вошедшие в состав японского флота: эскадренный броненосец «Танго» («Полтава», переименованный затем в «Чесма»), выкупленный русским правительством за 4,5 млн. иен, броненосец «Сагами» («Пересвет»), проданный за 7 млн. иен и переведенный в класс крейсеров и учебный крейсер «Сойя» («Варяг»), выкупленный за 4 млн. иен.21 марта 1916г. эти три корабля под флагом японского контр-адмирала Яманака прибыли во Владивосток для передачи русскому командованию. Крейсеру «Сойя» было возвращено старое название. Он стал укомплектовываться членами Гвардейского Флотского экипажа (командир-капитан 2 ранга фон Ден). В составе машинной роты в экипаже «Варяга», начинающего свою вторую жизнь, был наш земляк-южноуралец, уроженец г. Белорецка Федор Сызранкин (1886-1978 гг.).

В конце 1915 г. меня из Севастополя направили в Петроград. Там на набережной Екатерининского канала издревле стоит красивое кирпичное здание. На полукружье больших ворот перед парадным подъездом славянской вязью выведено: «Гвардейский флотский экипаж». Сюда со всех концов России а с фронта стопи присылать матросов для укомплектования крейсера «Варяг», поднятого японцами еще в 1905 году с морского дна и проданного ими России. Я попал в четвертую машинную роту, где встретил своих земляков-участников революции 1905г. Ивана Маркина из Златоуста, Михаила Макеева из Тагила, Бориса Зеркина из Авзяно-Петровска и других. Ребята надежные. С ними вместе создали инициативную большевистскую группу…

Из воспоминаний Ф.Н. Сызранкина.

 

Не трудно себе представить, в каком состоянии находился крейсер, выкупленный у японцев. Восстановить у него качества современного боевого корабля было невозможно, тем более путем ремонта, выполненного наскоро.

 

27 марта 1916г на крейсере «Варяг» с соблюдением всех морских традиций был поднят Андреевский флаг, гюйс и вымпел. Команда напряженно работала, осваивала боевую технику. Заново монтировались все узлы корабля: ведь с момента подъема со дна моря на нем ничего не менялось. Японцы использовали «Варяг» (они именовали его «Сойя») как учебное судно. Было совершенно очевидно, что сделать старый «Варяг» современным мощным боевым кораблем путем ремонта невозможно. Однако наше высшее начальство, стремясь заработать благодарности и награды, заставляло нас, матросов, ремонтировать корабль с рассвета до ночи. При этом главное внимание уделялось внешнему виду корабля. Работа наша была не только тяжела, но и унизительна, так как приходилось терпеть елочные издевательства и придирки господ офицеров. Отвратительным было и питание.

Из воспоминаний Ф.Н. Сызранкина.

15 июня 1916 г. «Варяг» и «Чесма» вышли в Уссурийский залив для отработки задач по совместному маневрированию. 11 июня в районе остова Аскольд прошли совместные испытательно-учебные стрельбы.

 

В июне 1916 г. в составе отряда кораблей крейсер «Варят» вышел из Владивостока и взял курс на Мурманск через восемь морей и три океана.

Пять месяцев продолжалось это нелегкое плавание длинной в 25 тыс. миль. 26 июня 1916 г. корабли прибыли в Гонконг, где провели некоторое время, готовясь к плаванию в тропических водах. 7 июля 1916 г. корабли вышли из Гонконга и 12 июля прибыли в Сингапур. Поход часто задерживался из-за поломок на «Варяге». 19-26 июля был совершен переход Сингапур-Коломбо, где корабли произвели ремонт механизмов и угольную погрузку.

Изношенные и поврежденные топки «Варяга» поглощали огромное количество угля. От порта до порта они сжигали до 1200-1500 тонн. А погрузка топлива шла обычно вручную. Труд каторжный! В одном порту погрузка шла с помощью крана и, конечно, без соблюдения элементарной техники безопасности. Офицер, руководивший погрузкой, допустил перегрузку крана. Двадцать мешков с углем сорвались со стрелы. Это стоило жизни четырем матросам.

Из воспоминаний Ф.Н. Сызранкина.

 

4 августа корабли покинули Коломбо и 11 августа бросили якоря в порту Виктория на Сейшельских островах, а затем 21-27 августа отряд совершил переход в Аден. По мере приближения к районам военных действий на кораблях усиливалась боевая готовность: ночью шли без огней, вахты неслись по боевому расписанию.
Пройдя Баб-эль-МандебскиЙ пролив, «Чесма» и «Варяг» через Красное море и Суэцкий канал прибыли в Порт – Сайд 6 сентября 1916 г.

 

8 сентября контр-адмирал А.И. Бестужев-Рюмин перенес свой флаг на «Варяга», который отбыл на Мальту, а затем, пройдя Бискайский залив и пролив Ла-Манш, прибыл 17 ноября 1916 г. на рейд Мурманска, войдя в состав Флотилии Северного Ледовитого Океана.

Да, нелегким было это пятимесячное плавание. Наконец, позади осталась двадцать пять тысяч миль. 17 ноября 1916 г. «Варяг» бросил якорь в порту Романов -па -Мурмане (ныне Мурманск). В своем дневнике писарь крейсера член нашей подпольной партийной ячейки Ядров записал в тот день: «Холодно. На горах снежок. На берегу слышны стуки молотков, работа кипит, с каждым часом город растет. Сегодня вечером было хорошо видно северное сияние в разных формах». Крейсер «Варяг» первым из военных кораблей пришел на север страны и встал на охрану Мурманского побережья»

Из воспоминаний Ф.Н. Сызранкина.

 

Около трех месяцев нес «Варяг» охрану Мурманского побережья от немецкого нападения. На Новоромановском рейде «Варяг» встретил Рождество и Новый 1917 год. В новогоднюю ночь флотилию подняли по тревоге: наблюдательная вахта обнаружила неприятельскую лодку в позиционном положении. «Варяг» возглавил поход, и даже нашел врага, но не смог ни догнать лодку, бросившуюся уходить в надводном положении со скоростью около 17 узлов, ни пристрелить: в который раз подвели отсутствие качественной прицельной оптики, и разболтанность старых орудийных лайнеров. На обратном пути у «Варяга» окончательно сдали подшипники правой машины, и флагман был доставлен на рейд при помощи буксировки – «Ксенией». Стало совершенно ясно, что кораблю нужен неотложный капитальный ремонт. Флагманский инженер флотилии, штабс-капитан М.Ф. Гардении составил ремонтные ведомости на «Варяга», и 12 января А.И. Бестужев-Рюмин отослал их заказным письмом в Адмиралтейство. Руководство МТС приняло решение выводить крейсер на ремонт в Англию и подписало договор с британцами о союзнической помощи в ремонте. В качестве ремонтной базы предполагался завод «Камлиль-Лэрд» под Ливерпулем, и прибыть туда крейсеру следовало в период с 17 по 25 марта 1917 г. 25 февраля этого года «Варяг» снялся с якоря и малым ходом отправился в Англию. В феврале 1917 г., когда «Варяг» находился в открытом море на пути в Англию, в Петрограде началась революция. Радист «Варяга» Федор Козеровский принял радиограмму о революции в России. Несмотря на угрозу командира крейсера, он сообщил о содержании радиограммы матросам. Впечатление было ошеломляющим. Стихийно содрались все на палубе, горячо обсуждали крутой поворот в жизни Родины. Моряки понимали, что наступает навоя полоса жизни каждого из них. Всем хотелось быть в этот решающий час вместе со своим народом. События перепугали командира корабля. Он принял срочные меры: у караула отняли патроны и штыки, офицерам было приказано днем и ночью не расставаться с револьверами. От Шетландских островов крейсер сопровождали два английских миноносца. Охрана была организована по просьбе офицеров «Варяга», боявшихся своих матросов

Из воспоминаний Ф.Н. Сызранкина. В Ливерпуль «Варяг» прибыл 4 марта 1917г. с развевающимся красным флагом на мачте. Здесь ему была подготовлена встреча: заранее предупрежденные английские власти распорядились оцепить порт солдатами и полицейскими, вооруженными пулеметами. 24 апреля, согласно распоряжению Центробалта, «Варяг» все еще приписанный к Балтийскому флоту, сформировал из своего экипажа Выборный комитет. По поручению партячейки судовой комитет потребовал от командира крейсера удалить из экипажа самых ненавистных офицеров, а также немедленно приступить к ремонту корабля. Большевистская группа разъясняла матросам, что «Варяг» должен служить революционному народу. Тем временем к нам на крейсер одна за другой приходили делегации английских пролетариев. Рабочие поздравляли нас, крепко жали руки….

Из воспоминаний Ф.Н. Сызранкина.

 

1 мая 1917 г. около 400 матросов с крейсера «Варяг» приняли участие вместе с рабочими судостроительного завода в демонстрации. В день демонстрации матросы полностью взяли на себя командование крейсерам. Офицеров мы держали под домашним арестом. Среди них, правда, не было капитана: к тому времени он уехал в Лондон. Через день по просьбе Временного правительства России английские власти выставили на ч Варяге> вооруженную охрану. Морякам било запрещено сходить на берег. Вскоре последовало распоряжение: команду расформировать и по частям отправить в Россию, корабль оставить в Англии.

Из воспоминаний Ф.Н. Сызранкина.

 

На крейсере было оставлено 50 моряков. Офицеров и матросов отозвали в Россию на фронт, около 40 матросов отправили в Америку – забирать закупленные для Мурманской флотилии тральщики. В этой части команды оказался и Ф.Н. Сызранкин. Варяжцы вернулись в Россию в январе 1918 года. Сначала они прибыли во Владивосток, затем эшелон с матросами проследовал через Забайкалье и Сибирь к Уралу. Шесть матросов – уроженцев Урала, остались для участия в борьбе с дутовщииой. А эшелон отправился дальше, в Петроград. Матрос с крейсера «Варяг» Федор Сызранкин принял активное участие в гражданской войне на Южном Урале.
В своих воспоминаниях Ф.Н. Сызранкин написал о крейсере «Варяг»: Дальнейшая его судьба окутана туманом. По официальной английской версии, «Варяг» затонул при переходе через Ирландское море в 1918 г. По другим сведениям, бывший русский военно-морской атташе в Англии контр-адмирал Волков, не желая возвращать крейсер Советской власти, продал его на слом частной фирме.

… Крейсер «Варяг», который был тайно продан англичанами в 1923 г. частной фирме на слом, во время перехода под буксирами к месту ликвидации сел на камни в 900 метрах от побережья Лендалфута. Попытки, стащить корабль с мели, были совершенно безуспешны, у крейсера оказался перебит киль. До 1925 г. крейсер «Варяг» оставался на камнях. Осенью этого года после жестокого ноябрьского шторма последний изъеденный ржавчиной фрагмент носовой части крейсера перестал возвышаться нал водой. В 1966 г. Р.М. Мельников определил точные координаты места гибели «Варяга»: 55 градусов северной широты, 5 градусов западной долготы.
Так закончилась история легенды русского флота. Идут века, но крейсер <Варяг> навсегда остается символом верности и отваги.
Терехов А.Н. Наш земляк служил на «Варяге» // Лидер. – 2004. -9-15 февраля

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *