ФГОСы в 10-11 классах

201402-22-211346_5J-0 Как будут учиться российские школьники после 2020 года, когда в старших классах останутся только четыре обязательных предмета, а все остальные курсы будут выбирать сами ученики.

Уже второй год в лицее при Высшей школе экономике идет отработка образовательных стандартов 10-11 классов. Какие опасения родителей оказались напрасны, а о каких подводных камнях никто пока не догадывается. Директор лицея Наталия Любомирская рассуждает о новых стандартах.

Depositphotos_34422961_s_default

Свобода выбора

– Сейчас дети перегружены: они обязаны выучить все и по всем предметам, в старших классах старательные ученики, мечтающие о поступлении в хороший вуз, после занятий едут на курсы и к репетиторам, потом до глубокой ночи сидят за уроками – кто такую нагрузку выдержит?

Естественно, срабатывает инстинкт самосохранения, и все предметы, кроме нужных для сдачи ЕГЭ, тихонечко забрасываются. Учителя тоже люди, все понимают и не настаивают – не сдаешь мой предмет, не учишь его, так не надо. Происходит массовая профанация.

По новому федеральному государственному образовательному стандарту для старшей школы, который вступит в силу в 2020 году, ученики смогут выбрать свой собственный профиль. При этом русский язык и литература, иностранный язык, математика, история, физкультура и ОБЖ остаются обязательными для всех. А из остальных можно выбрать что-то для углубленного изучения, а все остальное пройти в рамках обзорного курса. При этом класс разделяется на учебные группы и пока одни – будущие инженеры – штудируют углубленно физику, другие, выбравшие карьеру юриста, уходят в кабинет обществоведения. В результате, по сути, легализуется то, что уже сложилось в реальной школе, но при этом сокращаются не слишком нужные для каждого конкретного ученика уроки. За счет этого удается сэкономить силы и потратить их на более важные занятия. При этом общая учебная нагрузка по сравнению с нынешней не меняется – 37 часов в неделю.

Индивидуальный учебный план

Чтобы каждый ученик мог изучать свой набор предметов, для него составляется отдельный учебный план. Допустим, нашелся в классе один юноша, мечтающий стать астрономом. Значит, специально для него одного организуют уроки по этому предмету, найдут учителя, свободный кабинет и все необходимое. Звучит как фантастика, но это реально.

– Возникают большие технологические и логистические трудности для администрации школы, но, в принципе, ничего невозможного в этом нет, задача вполне решаемая. Причем для этого не надо никакого особенного оснащения или даже дополнительного финансирования. Правда, при условии, что в параллели минимум четыре класса. Тогда государственного подушевого финансирования хватает на все и на всех.

Еще один приятный аспект индивидуального учебного плана – возможность прохождения части курсов дистанционно. Экстернат отменен, но если кто-то из учеников всерьез занимается спортом, то его больше не будут обязывать ходить на физкультуру. Надо только принести справку. Если посещает курсы или репетитора по предмету, в школе эти занятия можно тоже пропускать. Но несколько раз в год придется написать контрольную, чтобы школа была уверена – полученные на стороне знания в полной мере соответствуют тем, что можно было освоить на пропущенных уроках.

Скатывание в “троечники”

Увы, но это так. Похвастать всеми пятерками в аттестате теперь будет очень сложно. Нормальное усвоение учебной программы будет оцениваться отметкой “3”. А “четверки” и тем более “пятерки” поставят только за достижения, значительно превосходящие стандартные требования. Кроме того, вернутся “двойки”, “колы” и даже “нули” – для тех, кто совсем ни с чем не смог разобраться.

– Учителю будет очень сложно поменять систему оценивания, но это придется сделать. Если сейчас за идеальный ответ учителя ставят “пять”, а за все ошибки и недочеты отнимают один, два или три балла, то с введением ФГОСов все будет наоборот: отсчет будет начинаться с нуля, а все свои очки придется зарабатывать.

В принципе, все это ставит слабых ребят в относительно выигрышное положение. Во-первых, они смогут сосредоточиться на меньшем числе предметов. Во-вторых, по каждой теме они смогут выполнить некий набор заданий, который им легче всего дается и, возможно, этого будет достаточно для получения положительной оценки.

Учитель станет ближе к школьникам

– Учитель не учит, в помогает учиться, – вот самое главное в новом образовательном стандарте. Это требует огромной перестройки для педагогов.

С 2020 года старшеклассники будут в основном заниматься проектами и проводить учебные исследования, в ходе которых сами для себя будет открывать новые знания. Предусматривается и индивидуальная работа, и по группам. Главная задача при этом не столько изобрести в сотый раз велосипед – открыть заново третий закон Ньютона или что-то, – а научиться самим добывать новые знания. Потом этот навык может быть использован и для совершения уже взрослых научных открытий, и просто для жизни: знать все невозможно, но очень важно четко понимать, откуда недостающую информацию можно легко и быстро почерпнуть.

– Школа готовит ребят к жизни в обществе, которого еще нет. Сейчас бум технологий, все постоянно меняется, и школа не можем больше готовить людей к жизни по образцу семнадцатого века. Тем более, что знания стали общедоступными. Традиционно считается, что настоящие знания можно получить только в школе у учителя. Но это не так. Информации очень много, она есть везде. И намного важнее научиться критически мыслить, сопоставлять разные мнения и факты, отсеивать ненужное и ложное. Это пригодится и в университете, и в жизни. А у нас всех школьников приучают к тому, что у любой задачи возможен только один верный ответ, только за него поставят “пятерку”. Но на самом деле верных ответов обычно бывает много. Научиться работать с этим многообразием, оценивать варианты, принимать решения – этому всему должны учить в старшей школе. Основное среднее образование заканчивается в девятом классе, два последних года важно посвятить не столько “повторению пройденного” или подготовке к ЕГЭ, сколько освоению новых знаний, умений и навыков.

В результате учителя превратятся в своеобразных “тьютеров” – помощников в учебе. Они не столько будут транслировать знания, сколько организовывать учебный процесс, подсказывать ученикам, чем стоит заняться, на что обратить внимание и где можно найти что-то интересное, а что лучше отсечь как совершенно ненужное. Но все это в мягком диалоге, без авторитарности и давления. Обучение одним другого заменит сотрудничество двух людей. И такой тьютер получается не столько учителем, сколько специалистам по развитию человеческого потенциала.

Школа станет настоящей

– В школе ученики живут в той реальности, которая нужна педагогам, а за ее пределами в это время идет совершенно другая, настоящая жизнь. К седьмому классу это очень хорошо замечают все ребята. Во многом по этой причине в этом возрасте пропадает интерес к занятиям. Потом, под страхом выпускных экзаменов, он возвращается, но ликвидировать возникший пробел уже не удается. Так потом с ним и переходят сначала в университет, потом во взрослую жизнь. Чтобы с этим справится, очень важно вернуть школу в реальность.

Сделать это можно только одним способом – попытаться понять, что, кроме академического образования, интересно самим ребятам, что они могли бы получать в школе помимо знаний, но такой возможности у них до сих пор не было. Это может быть и брейк-данс, и социальный проект – что угодно. Но пребывание в школе должно превратиться из унылой обязаловки в такое же интересное занятие, как и прогулка с друзьями на улице.

– Введение новых образовательных стандартов позволяет учителям все это реализовать, причем многие практики старшей школы можно начинать применять еще в средней. У учителей появляется огромная свобода по организации школьной и учебной жизни. Но при этом им надо проводить такие занятия и так, как их никто и никогда не учил. Из-за этого у всех будет огромный соблазн – вцепиться в свои старые план-конспекты уроков и, ничего не меняя, минимизировать свою деятельность, провести такую же профанацию, как случилась с новыми стандартами для младшей школы. Но директора школ, родители и сами ученики не позволят так поступить и через шесть лет занятия по крайней мере для старшеклассников станут интересными и намного более эффективными, чем сейчас.

источник

Добавить комментарий для Людмила Васильевна Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарии