Помогаем ребенку читать

Каждый из нас мечтает, чтобы его ребенок хорошо учился и все школьные проблемы сводились только к тому, чтобы любимое чадо хвалили, а в дневнике были только «четверки» и «пятерки». От чего зависит семейная идиллия? Как помочь своему ребенку стать грамотным?

Учить малышей грамоте теперь начинают едва ли не с двух-трех лет. Но к семи-восьми годам эти же дети отказываются от книг в пользу телеэкрана и монитора. Парадокс? Оказывается, ничего парадоксального. Мы сами отваживаем детей от чтения и даже не замечаем этого.

Недавно меня пригласили на новоселье. Хозяйка, мама двух умненьких мальчишек семи и десяти лет, гордо демонстрировала гостям чудеса дизайна и сантехники. Мы дружно восхищались. Но при этом явно чего-то не хватало.
— А где же твои книги? – осознала я потерю.
— К маме отвезла! Чего лишнюю пыль разводить? Да и места для стеллажей нет.

Печально, но факт…
Похоже, мы безнадежно потеряли титул «самая читающая страна в мире». Статистика буквально вопиет: лишь у одного из пяти россиян есть дома хотя бы 100 книг, а у 16 % их нет вовсе. При этом печатная продукция стремитель-но дорожает, а библиотеки во многих регионах годами не комплектуются новыми поступлениями.

Хочет, но не может?
Чтение далеко не всем дается легко, и часто отчаянная борьба ребенка с со-бой принимается взрослыми за банальную лень.
— Ведь чтение – это очень сложный психологический процесс, – говорит логопед Ольга Ковалевская. – Нужно увидеть букву, опознать ее, а потом назвать.
Не всем детям это под силу – например, тем, кто страдает дислексией. На одном из этапов процесса чтения у дислексика происходит сбой. И в итоге, когда нужно, например, прочитать «Маша», он читает «Шама» (переставляет слоги). Или «Маса» (не дифференцирует шипящие и свистящие звуки). Или «Мама» (уподобляет слоги). Неудивительно, что, все-таки прочитав предложение, он очень часто не понимает его смысл.

Важный момент: предрасположенность к дислексии передается по наследству. Правда, родители часто и не подозревают, что сами страдают этим расстройством – в их детстве такой диагноз просто не ставили. Вот и ходят семейные легенды: «Наш дедушка был та-аким безграмотным!», «Папа в школе та-ак плохо учился и никогда не любил читать!»

А еще в зоне риска леворукие дети и те, кому уже в дошкольном возрасте ставили речевые диагнозы: дислалия, дизатрия и т. п.
Задача родителей – адаптировать ребенка-дислексика к нормальной жизни. Для этого потребуется помощь логопеда и психоневролога плюс, вероятнее всего, лекарственная терапия.

К сожалению, очень часто направление к логопеду (а уж тем более к психоневрологу!) мамы и папы встречают в штыки: «Мой ребенок нормальный!» Или отмахиваются: «С возрастом само пройдет!» И тем самым очень осложняют жизнь своему чаду.

Короткое яблоко – враг книгочея
А еще причиной нелюбви к чтению вполне могут стать проблемы со зрением.
— Дело в том, что если у ребенка дальнозоркость, – говорит дет-ский офтальмохирург, доктор медицинских наук Игорь Азнаурян, – то при зрительной нагрузке вблизи его глаза напрягаются в несколько раз больше нормы. Иначе изображение не будет четким. Из-за такого напряжения у ребенка возникают так называемые астенопические жалобы: быстрая утомляемость, головные боли. И все это, естественно, провоцирует подсознательное желание не учиться, не читать и т. д.

Пять шагов к любви
Как в век ТВ, Интернета и компьютерных игр приучить свое чадо любить художественную литературу вообще и бумажные книги в частности?
Шаг 1. Читайте ребенку книги с самых его ранних лет.
Шаг 2. Играйте с текстами. Анаграмма (слово, которое образуются перестановкой букв другого слова), палиндром (слово или текст, которые читаются одинаково в обоих направлениях, вроде «А роза упала на лапу Азора») – все это делает чтение «вкусным».
Шаг 3.Причем это правило годится не только для малышей. Любой преподаватель вуза скажет, что, задавая студентам прочитать новый литературный текст, слышит в ответ: «А сколько там страниц?» Мы так устроены, что лучше 10 книжек по 100 страниц, чем одна из 1000!
Шаг 4. Даже когда ребенок научится читать самостоятельно, не бросайте привычку читать вместе с ним. Ведь и школьник не всегда способен одолеть большие объемы текста, а чтобы понять все повороты сюжета, ему просто не хватит жизненного опыта.
Шаг 5. Не превращайте чтение в самоцель и тягостную необходимость. В школьную программу включены такие недетские книги, как «Война и мир», «Преступление и наказание» и т. п. Не все дети могут их осилить. Но их содержание ребенку, так или иначе, придется изучить. Помогите ему в этом. Растолкуйте смысл сюжета. Объясните значения устаревших слов (например, что это за платье -«татьянку» носила Наташа Ростова?). А для души пусть школьник читает те книги, которые ему нравятся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *