Школьную литературу ориентировали на классиков
Новые принципы изучения литературы в школе представлены в проекте Концепции филологического образования, разработанной рабочей группой Ассоциации учителей литературы и русского языка (АССУЛ), которая обсуждалась недавно на круглом столе в Общественной палате РФ.
По словам председателя Ассоциации Людмилы Дудовой, появление этого документа вызвано неудовлетворенностью учителей литературы и русского языка существующими федеральными стандартами.
По идее концепции, изучаться на уроках литературы будут только те произведения, которые несут в себе образцы для подражания. Как следует из обязательного для чтения списка произведений, предложенного разработчиками, образцами для подражания не являются, например, произведения Владимира Набокова, Чингиза Айтматова – они не внесены в обязательный список.
Зато после некоторого забвения попали в него фрагменты “Путешествия из Петербурга в Москву” А.Радищева и романа “Что делать?” Н. Чернышевского. “Мы с вами взрослые люди и понимаем, что их снова вернули в список из-за идеологии. Чернышевский и Радищев – это не художественная литература, а публицистика”, – заявила на круглом столе сотрудник филологической кафедры Московского института открытого образования Наталья Кутейникова.
Из произведений современной отечественной литературы за семь лет обучения предмету предлагается изучить два произведения на выбор, кроме тех, “в которых используется ненормативная лексика, присутствует эстетизация низменных инстинктов, жестокости – все, что разрушает нравственные нормы и оказывает деструктивное влияние на формирование личности ребенка», говорится в концепции.
Концепция вызвала горячую критику в педагогическом сообществе. В частности, главный редактор газеты “Вести образования”, научный руководитель Института проблем образовательной политики “Эврика” Александр Адамский отмечает, что в ней много нормативной путаницы, неувязок и неточностей. Но самым главным минусом Адамский считает отсутствие права на выбор учителем “материала для выполнения требований к результатам освоения образовательной программы, согласно ФГОС” и безальтернативный список произведений для обязательного изучения на уроках литературы.
“Это означает, что снова придет инспектор из РОНО, областного или федерального министерства и будет контролировать, то ли произведение, на том ли уроке вы проходите”, – пишет он на сайте инновационной образовательной сети “Эврика”.
Оппонировала составителям концепции и присутствовавшая на обсуждении в Общественной палате профессор кафедры русской литературы МГПУ Ирина Арзамасцева. Она выразила мнение, что представленные в концепции произведения будут скучны и неинтересны детям. “Почему в списке нет фантастики, Стругацких, подростковой литературы? Ребенок будет зачитываться книгами, которые помогут социализироваться среди ровесников и взрослых. А классика останется на вырост”.
Концепция школьного филологического образования