Раннее чтение вредит ребенку
Довольно странные и непривычные тезисы довелось услышать педагогам на II Всероссийском съезде учителей дошкольного образования, который проходил в Сочи 20-22 октября.
В общем, меньше говорили вещей пафосных, а больше – о вещах интересных. Звучали тезисы, что от развития взрослых зависит развитие детей, что с плохим наследственным фактором можно бороться, а для развития ребенка очень важно интересно жить всей семье. А взрослым надо стараться сделать так, чтобы ребенок захотел учиться сам, и не принуждать его к учению насильно.
Почти в каждом докладе звучало, что нынешние дети – совсем иные, не столь наивные и гораздо прагматичнее своих сверстников 20- и даже 10-летней давности. И приводили примеры этого «инакомыслия». Например, при чтении строк: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» современный ребенок обязательно поинтересуется: «А как пахнет?»
Доклад о развитии мозга и познавательной деятельности дошкольника сделала доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО) Марьяна Безруких.
Академик РАО рассказала о рисках, которые несет в себе система раннего развития ребенка, которой увлеклись мы сегодня.
Во-первых, не так уж хороша сама идея раннего обучения. «Мы рассматриваем среднестатистического дошкольника, не принимая во внимание индивидуальные особенности детей. А ведь дети все очень разные по физическому развитию.
Во-вторых, мы заблуждаемся, что нынешние дети – какие-то иные». Они не другие, настаивает академик.
Третье сомнение вызывает наше рьяное стремление обучить детей читать «раньше, чем ходить». «Почему-то не принимается во внимание тот факт, что сегодня, согласно официальной статистике, уже не менее 60% детей в дошкольном возрасте – дети с несформированной речью и 30% с несформированной моторикой?» – озадачила аудиторию Марьяна Безруких.
Академик продемонстрировала на слайдах, на чем фокусируется взгляд пятилетнего ребенка при чтении текста. Оказывается, на каждой букве (в силу физиологических особенностей его развития). Что происходит с таким ребенком далее, в третьем и четвертом классе? Привычка фокусировать взгляд на каждой букве остается. А требования к чтению уже другие, и физиология ребенка позволяет ему идти вперед. Только остается навык к чтению, привитый с трехлетнего возраста. В результате ребенок читает медленнее сверстников, приступивших к чтению в более позднем возрасте.
Кроме этого фактора есть еще несколько важных моментов, которые должны бы насторожить взрослых.
К опасным явлениям нашей действительности академик отнесла: исчезновение игры, отсутствие знаний о пролонгированном действии раннего чтения на детей и неадекватные требования взрослых к образованию дошкольников.
Как считает академик, мы совершаем не только бесполезные, но часто и опасные действия, настаивая на уроках английского языка для детей с несформированной речью.
Может быть, примут информацию к сведению современные родители, которые стремятся записать во всевозможные “центры раннего развития” своих чад, начиная всё раньше и раньше.