Татьяна Черниговская: «Мозг нам не по мозгам»

Задачи современного образования: тренировать понимание, а не запоминание, воспитание спокойного отношения к постоянным переменам, формирование навыков верификации информации, обучение способности учиться и противостоять стрессу, научить сохранять человечность в цифровом мире.

В рамках конференции «Когнитивные исследования на современном этапе» прошла лекция Татьяны Владимировны Черниговской, которая была посвящена теме «Человек в цифровом мире: мозг и сознание». 

Краткая запись этой лекции:

Мы — это наш мозг. Он определяет, как мы живём, как устроено наше общество, поэтому мы должны быть с ним знакомы. У меня нет иллюзий насчёт того, что мы можем контролировать то, что в нём происходит. Но если хотя бы малую степень мы можем контролировать, то мы должны. Потому что иначе мы оказываемся в странной ситуации, когда не понимаем, кто в доме хозяин.

Слово «сознание» — тревожное. Несмотря на то, что есть тысяча его определений, на самом деле, нет никакой договорённости о том, что считать сознанием. Никакой вообще. Есть огромный диапазон мнений на эту тему.

  • Одни считают, что сознанием обладает вообще всё живое, даже инфузория-туфелька.
  • А буддисты, например, верят, что сознание — это вселенная.

Второй полюс этой огромной шкалы — сознание-осознание, рефлексия. То есть, сознание — это люди. Если мы настолько снобы, что верим, что сознание есть только у нас, тогда возникает вопрос: а дети — это люди? Они ведь неспособны к рефлексии довольно долго. Да и процентов 90 населения Земли так никогда и не дозревают до способности к оценке своих действий. Живут, как хвощ. Что с этим делать?

В тот момент, когда искусственный интеллект начнёт обладать сознанием, когда он решит, что он личность, тогда — всем до свидания, спокойной ночи! Мы потеряли контроль над миром. Но как определить наличие сознания? Мне даже в самом изысканном фантазировании в голову не приходит, как это сделать. Вы почему считаете, что я не программа? У вас нет никаких доказательств, и никогда не будет.

Парадокс прогресса в том, что мир становится очень опасным и одновременно в этом мире огромное количество возможностей. Но за возможности платят абсолютной прозрачностью.

Мы живём не только в материальном мире, но и в символическом, который мы сами создаём. Этот мир, возможно, даже важнее материального. Войны совсем не обязательно идут за землю, они могут идти за веру. У нас есть много символических языков — от вербального до языка математики, музыки и тела. Музыка и математика — самые тревожные, потому что вообще не понятно, что это такое.

Мозг — сложнейшая нейронная сеть. Если размотать нейронные связи, они растянутся на 2,8 миллиона километров. Этого расстояния достаточно, чтобы 68 раз облететь Землю или семь раз слетать на Луну. Мозг нам не по мозгам, нам не справиться с этой системой. Суперкомпьютер по сравнению с ней — анекдот.

Норма — это какая-то странная, средняя, непонятно для чего существующая вещь. Шаг вправо даёт людей с низким интеллектом, шаг влево даёт гениев, и это всё что угодно, только не норма. Поэтому, если честно, гениальность — это патология. Но мы готовы отказаться он неё? Тогда закроется дверка в помещение, которое называется «человеческая цивилизация».

С собой надо быть знакомым. Я своим студентам, особенно барышням, советую: зайти в ванную, раздеться, смыть косметику, внимательно на себя в зеркало посмотреть и самой себе ответить: я умная или нет? я красивая или нет? я стерва или нет? я планирую сидеть и вязать носки или блистать на сцене? Себе-то нужно это сказать. Если бы я много лет назад узнала, что я сова, я бы не потратила кучу времени на бессмысленные попытки написать хоть что-нибудь стоящее утром.
Мы живём в текучем, нестабильном, сверхбыстром, гибридном, мерцающем мире. И этот мир перестал быть человекомерным, он не для нас.

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *