А на фига?
Сергей Казарновский, директор образовательного центра-школы, написал интересную статью о школе, ее проблемах и реформах образования, которым нет конца.
Главный знак сегодняшнего образования — истерика. Она начинается с того, когда вы выбираете. Какой там выбираете! Ищете детский сад для своего ребенка. Ну чтоб не камера хранения, а чтоб интересно, полезно, чтоб с теплом и вниманием. А потом то же со школой. Потому что ни один директор не скажет вам уже последние лет двадцать, а что будет завтра, послезавтра, через… Постоянное реформирование — верный признак отсутствия осмысленного целеполагания. Притом что смена этих «Столичных образований 1, 2, 3» — это все равно что этикетку на водке менять: к содержанию никакого отношения не имеет. А потом ЕГЭ, про суть и смысл которого гражданам разъяснили через пять лет после внедрения.
Образование лишено возможности пробовать на крысах. Все наши опыты по живому. И что самое важное — у подопытных происходит реальная жизнь, которую они повторить уже не смогут. Чего только мы не пытались изменить в нашем образовании в последнее время. А маленький человек оканчивает 1-й класс, потом 2-й. А у нас все новые идеи. А этот человек уже не маленький и уже окончил школу. И больше он в нее никогда не пойдет. И все наши «ошибки в целеполагании» — это его образование. Вот что мучит любого практика — невероятное чувство ответственности. И сама мысль, что очередная реформация ошибочна, невыносима. И что-то немного я слышал голосов заслуженных и не очень практиков, которые бы восторгались калькуляторной реконструкцией образования.
Что, не нужны деньги школе, учителям? Да конечно, нужны! Без них все становится неправдой. 3-й урок физкультуры становится фикцией, потому что это не вопрос учебного плана, а вопрос дополнительных залов, ставок, новых технологий, т.е. денег. Иначе будут возникать «компромиссные» решения в виде шахмат в коридорах или уроков двух классов в одном спортзале одновременно, как показало Центральное телевидение.
И новые стандарты бессмысленны без денег, если, например, не будут пересмотрены нормы площадей классов. То есть реконструированы классы. Все классы! Во всех школах. А как иначе? Так требует стандарт. Но это никакого отношения не имеет к технологии «телесного» финансирования. (О душе тут, конечно, «и речи быть не может».) Потому как очень дорогое обеспечение учебного процесса нужно классу и где 15, и 20, и 25 человек. Но наполнение классов учениками — это одна проблема, и абсолютно точно — не арифметическая. А вот зависимость всех обслуживающих учебный процесс от конкретного «поголовья» — это математическая утопия.
Любая реформа в образовании может иметь только одну цель — улучшить его качество. То есть для этого необходимо обозначить эти качественные показатели и как их улучшать. Так вот: с показателями не могут договориться и по сию пору. Например, все говорят, что ЕГЭ не есть показатель качества, ну или далеко не основной. Но именно по нему составляется рейтинг школ, определяют размер стимулирующих выплат учителям, да чего говорить, именно он зачастую определяет отношение разного руководства к школе. А реформа идет «полным ходом». Меняется статус школы как организации (ФЗ-83), начинают по-новому платить (НСОТ).
Как-то в одной телепрограмме обсуждали 83-й закон. Все дружно ругали присутствующего там министра Фурсенко, что, мол, переходим на платное образование. И действительно, это была самая популярная тема недовольства реформой (ну вот так виделась ее цель). И вдруг Евгений Бунимович замечает, что даже ему, уже много лет занимающемуся изготовлением законов, очень трудно разобраться в этом самом ФЗ-83 — так он написан; что уж говорить об обычных директорах. А и правда — «ссылочный» закон, все уходит в подтекст, а директору школы нужно принимать решение. О каких показателях качества образования он думает? Думает о деньгах. Что, скорее всего, их будет меньше. И поскольку разобраться в законе сложно, то еще вспоминает анекдот, когда Герасим уже поднял Муму над водой, а она ему вдруг и говорит: «Вижу, вижу, Герасим, что-то ты мне недоговариваешь». Так и стали скопом в одних регионах все школы автономными, а в других бюджетными.
Еще раз. Школе точно нужны деньги. И хорошие зарплаты. Но как и с ЕГЭ, зарплата никогда не будет определять качество работы педагога. Мы же художники! У нас конвейерная профессия — каждый год про одно и то же. Про «жи-ши», про «2+2», про «что такое хорошо и что такое плохо»… Но на нашем конвейере не чушки, не болванки какие-нибудь. А абсолютно непохожие друг на друга маленькие люди. Оттого про одно и то же приходится говорить по-разному. И каждый новый год приходится что-то придумывать по-другому.
Вчера, при обсуждении заполнения очередной таблицы, моя заместитель по начальной школе, проработавшая со мной 21 год, а ей и 40 нет, просто заплакала. И сказала: все, я больше не могу жить в школе (а нам так много лет казалось, что именно там мы полновесно жили), это каторга, а на другую жизнь уже ничего не остается.