6 самых вредных учительских привычек
Совсем недавно образовательный проект TutorOnline провёл внутреннее «расследование». Репетиторов проекта попросили честно рассказать о самых вредных привычках, которые свойственны учителям. В процессе обработки полученных ответов выяснилось, что далеко не все педагоги готовы откровенно говорить о своих недостатках, и даже непредвзято взглянуть на коллег получается далеко не всегда. Однако честных мнений оказалось больше. Самыми важными, на наш взгляд, откровениями мы и делимся здесь с читателями.
Привычка 1. Учись на отлично
Колесниченко Юлия, учитель математики
Это бич постсоветской школы и самый вредный профессиональный принцип, который, к сожалению, разделяют многие педагоги. Конечно, каждый родитель и учитель хочет, чтобы дети старались, хорошо учились и вели себя примерно, но внушать ребенку, что нужно быть отличником во что бы то ни стало — нельзя. Пятёрка никогда не была главным свидетельством высокого уровня интеллектуального развития, и гарантом счастливого будущего отличные отметки также не являются.
Дело даже не в том, что согласно многим «исследованиям» (околоакадемическим и публицистическим), троечники большего добиваются в жизни. Это уже какая-то другая крайность, о которой сегодня стало модно писать. Пожалуй, не стоит программировать детей на отметки в принципе. Ученики должны понимать, что отметка и оценка — понятия разные. Двойка, тройка, пятёрка — это всего лишь формализация промежуточного результата труда, но ни в коем случае не главная цель учебного процесса.
Не стоит давать ученикам установку «учись на пять» или «учись на три». Учись — вот ключевое слово.
Учись осознанно, занимайся тем, что тебе интересно, старайся, преодолевай трудности, прилагай усилия, постоянно останавливайся, чтобы ответить на вопрос — зачем тебе это нужно и к чему ты хочешь прийти.
Конечно, в случае со студентом или старшеклассником, способным к рефлексии, этот совет будет работать. Если же мы говорим о младшем школьнике, то здесь крайне важную роль играет окружение. Учителя и родители должны думать о том, какие мысли вкладывают в голову своих детей: прежде, чем они на своем опыте смогут проверить правильность внушенных им принципов и норм поведения, может пройти немало лет. Именно по этой причине необходимо очень аккуратно ориентировать ребенка на успех, предоставляя ему пространство для маневра, давая возможность определить этот «успех» самостоятельно.
Привычка №2. Будь как Маша, Петя, Толик…!
Берзина Наталья, преподаватель информатики
— В каждом классе есть один или несколько учеников, которые, по мнению педагогов и большинства родителей, — настоящие образцы для подражания. Эти дети спокойны, неконфликтны, учатся на пятерки, всегда тянут руку и с удовольствием дежурят в классе. Таких учеников часто ставят в пример, призывая всех остальных быть такими же прилежными, усердными и т. д. Привычка равнять весь класс на единодушно выбранных педагогическим составом лидеров — одна из самых вредных привычек учителей.
Подобный метод — не самый лучший способ помочь ученику сформировать свою самость. Во-первых, ребенок может закрыться. Он увидит, что на самом деле совсем не похож на всеми обожаемую Машу и просто не захочет проявить своё «Я», в котором, вполне вероятно, скрывается множество талантов. Во-вторых, ребенок может озлобиться, направив свою энергию не в мирное русло, а в конфликт, противопоставляя себя и Маше, и учителю, и всему классу. В-третьих, самой Маше может быть ой как несладко. Быть любимицей учителей и любимицей среди одноклассников — не одно и то же. В итоге такая установка на подражание одному примерному ученику может сделать несчастным весь класс.
Конечно, учителю так проще: «сотворить» по образу и подобию одного образцового ученика весь класс. Но кто мы такие, чтобы играть в Пигмалионов от педагогики?
Найти индивидуальный подход к ребенку, когда в классе 30 человек, а ты ещё и учитель-предметик, и таких классов у тебя несколько, — почти невозможно. Но это не значит, что не нужно стараться.
Басенко Светлана, учитель русского языка и литературы
— Можно сказать: «Какая Маша молодец! Старайтесь быть как Маша». В этом случае литературных чтений, скорее всего, не выйдет. А можно предложить: «Как Маша прекрасно декламирует стихи, с чувством и выражением. А давайте теперь каждый попробует прочитать стихотворение так, чтобы все остальные поняли, какие эмоции именно вы хотите передать». Вот пример ситуации, когда и Маша довольна, и класс не обижен.
Привычка №3. Нос ещё не дорос своё мнение высказывать!
Авсюкевич Диана, преподаватель философии
— Наверное, самая вредная привычка учителя — недооценивать ученика, считать, что он недостаточно взрослый для общения на равных. Из своего собственного детства я очень ярко помню одну историю. Тогда я была в 4 классе, ещё совсем ребенок, но уже с большим чувством ответственности и не менее большим желанием всем помогать и быть полезной. Хороший, старательный, незлой ребенок, в общем. И вот подхожу я однажды к классному руководителю. Она меня просит поучаствовать в школьном спектакле. Я вся такая восторженная: наконец, вот он, мой звездный час. Я начинаю излагать свои мысли: как всё лучше сделать, чем я могу помочь, кроме непосредственного участия… уже почти сценарий на ходу сочиняю. А она мне так: «Не перебивай меня! Что за мода пошла учителя перебивать?!». В спектакле я, конечно, участвовала, но в школу ходила с большой неохотой до тех пор, пока не сменился классный руководитель.
С детьми нужно разговаривать уважительно. В том возрасте, когда формируется их самость, когда они уже мыслят себя почти-почти взрослыми, они наиболее ранимы. Если учитель видит, что ребенок искренне хочет чем-то поделиться, пусть и чрезмерно эмоционально, педагог должен уважать этот порыв.
Привычка №4. Раз никто слушать не хочет, пишем контрольную
Для многих детей, особенно тех, кто привык всё делать на отлично, даже самая обычная контрольная работа — огромный стресс. В принципе, все ученики, даже мальчишки, старательно носящие маску «пофигизма», боятся таких испытаний.
Занина Алена, репетитор японского языка
— Многие учителя любят «запугивать». Педагог, который не может справиться с классом, часто угрожает детям контрольной. На мой взгляд, такие методы подогревают зависимость детей от отметок и вызывают невротические реакции. Здесь же отдельно хочется отметить и привычку перед всем классом озвучивать отметки. Для многих детей это испытание посерьёзнее самой проверочной работы. Особенно если ты знаешь, что мог допустить ошибку, но имеешь в классе авторитет безусловного отличника. Можете представить, какой это стресс для ребенка? Такие публичные оглашения часто напоминают изощренную экзекуцию. Я вполне допускаю, что нежелание учиться и ходить в школу может быть порождено одним только этим способом «предавать остракизму» нерадивых учеников.
Привычка №5. Мы такими не были!
Ботнев Марк, преподаватель математики
— Учителя и преподаватели часто сравнивают классы или группы. Кто из нас не грешил фразами: «Вот ваши предшественники соображали быстрее». И это самая позитивная история. Иногда учителя позволяют себе открыто конфликтовать с учениками, обвиняя их в попрании всех возможных нравственных законов. Вообще, тема деградации молодого поколения сегодня становится просто вопиюще популярной. Мы почему-то уверены, что дети не читают, сутками сидят в телефонах, смотрят дурацкие сериалы и не знают элементарных вещей. Но очень странно, когда подобные дискуссии ведут учителя, которые, собственно, и должны детей научить, показать им альтернативу этим самым сериалам, интернет-играм и прочим неполезным развлечениям.
За последние двадцать лет мир изменился кардинально. Тотальная информатизация жизненного и образовательного пространства — это наша реальность, которую невозможно отрицать и с которой вряд ли стоит бороться. Педагогам и в целом людям старшего поколения необходимо приспособиться, признать, что молодой человек, родившийся в 2000-х годах, будет кардинально отличаться по своим навыкам, интересам, образу жизни и образу мысли от детей не то что 1950-х, но и 1990-х годов. Но это вовсе не означает, что общепризнанные ценности, духовные и интеллектуальные, чужды так называемому поколению Z.
Привычка №6. Это нужно по программе!
Для многих педагогов список литературы, заданный детям на лето, — это почти священный манускрипт. Правки и сомнения здесь недопустимы. На следующий год, когда выясняется, что большая часть класса не прочла и трех книг, начинаются сетования «Нынешняя молодёжь совсем не читает».
Привычка полагать, что объективные, с точки зрения педагога со стажем, ценности и шедевры мировой культуры и литературы должны признаваться таковыми всеми без исключения учениками в классе — свидетельство догматизма мышления. К сожалению, учитель редко говорит о том, почему и зачем, всё больше глаголов в повелительном наклонении и угроз в виде неуда. И здесь совершенно неважно, насколько школа современная, насколько активно педагоги используют информационные технологии, сколько наград и дипломов имеют.
Хотя это и очень непростая задача, но учитель должен объяснять, в чём ценность того или иного произведения, почему ученики должны потратить свое время и прочесть книгу. Фразы вроде «Это шедевр мировой литературы» или «Только попробуйте не прочесть все книги из списка литературы на лето» даже в самом заядлом книголюбе породят желание сжечь этот лист на ритуальном костре.
Смаль Галина, учитель русского языка и литературы
— Молодые люди стремятся открывать новые имена и тех авторов, которых через 100 лет будут считать образцами классической литературы начала XXI века. Тот факт, что психотип Раскольникова интересует современных школьников в меньшей степени, чем подвиги Гарри Поттера, беспокоит многих педагогов. Однако навязывать «объективные» ценности — тупиковая стратегия не только в контексте образовательного процесса, но и в целом по жизни. Видеть смысл в произведениях литературы и искусства, ценить красоту и величие изящной русской словесности, интересоваться культурным наследием — интенции, которые не противоречат желанию быть современным, включенным в тотальный медиаконтекст.
В классе на уроке либо во время индивидуального занятия всегда присутствуют живые люди, а не министерство образования, учебные планы и инновационные стратегии развития.
Учитель должен нести ответственность: возможно, тогда и статус, и роль учителя в современном обществе изменится к лучшему. Современные дети — не «деграданты»! До тех пор, пока мы (родители и педагоги) не относимся к ним с уважением, никакие инновации и революции в области образования не помогут.