2 х 2 = 4, это всем известно в целом мире!
Дважды два – четыре, а не три, а не пять – это надо знать! Вспомнили веселую песенку Владимира Шаинского на слова Михаила Пляцковского о таблице умножении? До сих пор беглое знание таблицы умножения учеников даже в выпускных классах стало проблемой. Шесть умножить на семь они предпочитают умножать на калькуляторе. И на сто умножают и делят на калькуляторе.
Беглое знание таблицы умножения приходит не сразу. Ребят желательно тренировать с помощью игр. Как научить ребенка таблице умножения? Вот что советуют учителя математики для родителей и ребят.
С чего начать
Дети легко запоминают таблицу умножения на два. Сначала поясните ребёнку в чем суть умножения, например: 6 х 2 = 6 + 6 = 12. Чтобы число а умножить на число в нужно число а взять в сумме в раз. Если ребёнок знает таблицу сложения, первый столбик умножения не вызовет у него никаких затруднений. Сначала ребенок складывает числа, но постепенно эти суммы двух одинаковых слагаемых у него улягутся в памяти. Разъясните ребёнку, что есть числа четные (оканчивающиеся цифрами 0, 2, 4, 6, 8) и нечетные (оканчивающиеся цифрами 1, 3, 5, 7, 9), в счёте предметов эти числа чередуются. При умножении на два получается число четное.
Эти понятия помогут запомнить и таблицу умножения на 5: при умножении на пять четного числа, последняя цифра ноль, при умножении нечетного числа – последняя цифра – пять.
Ещё способы легко выучить таблицу умножения на девять. Заключается он не в том, чтобы девять раз прибавлять одно и то же слагаемое, а в том, чтобы сначала число умножить на десять (дописать ноль), а потом отнять одно лишнее слагаемое.
Например: 7 х 9 = 7 х 10 – 7 = 70 – 7 = 63.
Можно на первых порах разрешить ребёнку умножать на пальцах по алгоритму, показанному на рисунке.
Законы умножения
Облегчает задачу заучивания таблицы умножения тот факт, что от перемены мест сомножителей произведение не изменяется – переместительный закон.
Это позволяет не учить, что 8 х 3 = 24, потому что ребенок уже выучил и знает, что 3 х 8 = 24. Остаётся выучить только ту часть таблицы, которая показана на рисунке.
Ещё маленькая запоминалочка. Пишем подряд цифры: 5 6 7 8, ставим математические знаки 56 = 7 х 8.
Как помогает сочетательный закон умножения? Можно умножать не сразу на 4, 6, 8, а по частям. То есть, чтобы умножить на 6, можно сначала умножить на 3, потом на 2, так как 6 = 2 х 3. Аналогично 4 = 2 х 2 и 8 = 2 х 2 х 2.
Например, 7 х 4 = 7 х (2 х 2) = (7 х 2) х 2 = 14 х 2 = 28.
Закрепление навыков умножения
Те приёмы, о которых шла речь, помогают запомнить таблицу умножения и понять правила умножения. Но ребёнка лучше научить считать, не тратя время на припоминание, ведь от этого зависит его успех в школе. Как научить ребенка таблице умножения так, чтобы он мгновенно отвечал на заданный пример? Здесь помогают игры и соревнования. Поиграйте с ребенком в них.