Психолог – родителям: Как понять, что ребенок устал?
Как поддержать ребенка в период завершения учебного года?
К концу учебного года изменяется характер и количество школьных трудностей. Увеличивается число детей с отрицательным отношением к школе в целом, с негативным отношением к ряду учебных предметов.
Растет число детей с двигательной расторможенностью, неустойчивой работоспособностью, повышенной тревожностью, нередко и страхами по отношению к школе.
Родители хотят видеть своих детей успешными и с самого начала школьной жизни стремятся использовать любую возможность для их развития: языковые группы, подготовительные курсы, всевозможные кружки, индивидуальные занятия с учителем по математике.
Школьные психологи все чаще говорят о новом явлении – “синдроме третьей четверти”. Этим термином называют постоянную усталость школьников, головные боли, сонливость, рассеянное внимание, жалобы на плохое самочувствие.
Откуда берется синдром усталости и чем помочь детям?
Особенностей у весеннего период учебного года много: погода холодная, сырая, световой день только начинает увеличиваться, в школах много проверочных работ. Врачи добавляют: в этот период дети чаще болеют острыми инфекциями, у них начинается весенний авитаминоз. Все выше описанное провоцирует все возрастающее переутомление у детей.
Симптомы переутомления:
– долго не может заснуть вечером, а утром его не добудишься;
– стал плаксив и обидчив либо излишне подвижен, возбужден;
– плохо ест;
– только справившись с очередной простудой, опять заболевает.
Причин для переутомления у школьников предостаточно. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Да и общение с учителями и сверстниками – независимо от того, приятные оно вызывает эмоции или нет – требует от него большого напряжения.
Ребенку не сидится на месте. Он не может долго слушать учителя, начинает какое-то дело и тут же переключается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что-нибудь ломает. Перед сном становится легковозбудимым, начинает играть, и его очень сложно уложить спать. Как ни парадоксально, такая необузданная активность может быть следствием умственного переутомления.
В итоге дети начинают хитрить чтобы снизить свою нагрузку, ну а у родителей должны быть свои хитрости, чтобы помочь и поддержать ребенка в этот сложный период.
Свои рекомендации родителям дает Ольга Коновалова, семейный психолог, старший тренер Высшей школы психологического консультирования.