Нобелевская премия по химии. За «починку» ДНК.
Лауреатами Нобелевской премии по химии 2015 года стали Томас Линдалл из Великобритании, а также Пол Модрич и Азиз Санкар из США. Нобелевский комитет отметил их за исследования механизма репарации ДНК.
Как и в прошлом году, исследование номинантов оказалось тесно связано с миром живой природы.
Революция в передаче данных случилась не только из-за новых технологий. Огромную роль сыграли исправляющие ошибки алгоритмы. Идея была проста: если телефонный канал, по которому передаются данные, шумит не очень сильно, то и ошибки, вносимые им, можно исправить. А, значит, модем будет работать даже где-нибудь в Тамбове в 1998 году. Пусть и медленно.
ДНК — это такой же инструмент передачи данных. Там тоже есть ошибки. Оказывается, существуют природные механизмы исправления таких ошибок. Благодаря им мы можем, например, сравнительно безболезненно загорать на пляже, хотя ультрафиолет и ломает ДНК.
Без существования этих механизмов наша ДНК успела бы измениться до неузнаваемости за считанные дни. Огромное количество мутаций и ошибок просто не позволило бы существовать такому сложному организму как человек. Однако разнообразные клеточные механизмы позволяет хрупкой молекуле ДНК оставаться практически неизменной на протяжении человеческой жизни.
Ну и еще одно: от технологии исправления ошибок до технологии редактирования генома один шаг. Практическую же пользу такого редактирования, думаю, объяснять не надо.
В 1956 году лауреатом нобелевской премии по химии стал Николай Николаевич Семенов «за исследования в области механизма химических реакций».