Нобелевская неделя

AP_988890837029-pic410-410x В Стокгольме 5 октября началась Нобелевская неделя — традиционно первыми огласили имена лауреатов премии по физиологии и медицине.

Обладателями Нобелевской премии по физиологии и медицине стали Уильям Кэмпбелл и Сатоси Омура, разработавшие «новые методы лечения заболеваний, вызываемых паразитическими круглыми червями — нематодами», а также китаянка Юю Ту — «за создание нового вида терапии против малярии». Обе премии объединяет то, что они были даны за препараты, найденные в природе.

Все ждали, что наградят открывателей каких-то новых крючочков на молекулах, как это было принято в последние годы. Но Нобелевский комитет неожиданно вернулся к идее социального служения, заложенной еще в историческом завещании Альфреда Нобеля.

26928F0A-BFFB-40CE-B974-DBC

За каждым из этих препаратов стоит своя необычная история, к примеру, ивермектин, созданный Омурой и коллегами, был разработан на основебактерий-стрептомицетов, которые японец собрал на поле для гольфа. На выделение же артемизинина, одного из сильнейших антималярийных препаратов, Ту вдохновили древние свитки о китайской народной медицине.

Есть болезни, нам, к счастью, неведомые. Те, которые поражают не нас, обитателей богатого Севера, а людей, сотнями миллионов живущих в кишащих паразитами джунглях Африки и Азии. И на них мы обращаем внимание только когда зараза типа Эболы вдруг с потоками беженцев или с туристами посещает территорию, заселенную золотым миллиардом. Тогда начинается всемирный стон, сбор денег и ежедневные информационные сводки.

Японец Сатоши Омура изучал одну из самых калечащих болезней —элефантиаз, или слоновость. Микроскопический червь проникает в тело человека с москитом, а внутри тела развивается в клубки, закупоривающие лимфатические протоки, отчего конечности и тело раздуваются и приобретают невероятный вид. Десятки миллионов людей в тропиках становятся ее жертвами. В основном страдают рисоводы, рыбаки и крестьяне, то есть беднейшие из бедных.

Омура стал пристально наблюдать за водоемами, в которых развиваются личинки червя — нет ли там естественного врага этого вида? Через много лет поисков он нашел всего один грибок, который производит авермектин —природный антибиотик, который был очищен и доработан американцем Уильямом Кемпбеллом, другим лауреатом. Кстати, это вещество уже используется в ветеринарии, пока до человека дело не дошло. Всего одна доза препарата может излечить страдальца от многолетнего недуга — теперь видимо до признания «большой фармой» (крупными фармацевтическими концернами) осталось совсем недолго.

Третий лауреат — китаянка Ю Ю Ту. Крайне важно — ее премия, по сути, обращена на две тысячи лет назад. Лекарства против малярии давно известны, но болезнь становилась все более устойчивой к ним. Профессор Ту штудировала древние китайские трактаты, в которых часто упоминался один вид полыни — обычного сорняка.

Эти два открытия дали человечеству новые средства для борьбы с болезнями, которые каждый год поражают сотни миллионов человек, а их вклад в задачу глобального улучшения качества жизни людей по всему миру действительно неоценим.

Нобелевская премия по физиологии и медицине в последний раз доставалась нашим соотечественникам более 100 лет назад. Всего в её истории два российских лауреата — Иван Павлов и Илья Мечников.

источник, источник

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *