ЕГЭ «как у всех»: в ожидании чуда

25070552 В начале недели появилось сообщение, что университет Джорджа Вашингтона, одно из крупнейших и серьёзных учебных заведений Америки, отменил для своих абитуриентов обязательное требование прохождения стандартных тестов SAT и ACT, прототипов российского ЕГЭ.

Это далеко не первый пример среди американских вузов. В то же время Правительство РФ не намерено отказываться от проведения единого государственного экзамена. «Потому что весь мир использует именно такие тесты», – так обосновал следование выбранным курсом премьер Дмитрий Медведев.

36059cb166cea810ca8cc41d158

 

Тесты не отражают потенциал абитуриентов

Проведённые исследования показывают, что результаты тестов, задуманных для повышения демократичности процедуры поступления в вузы, часто коррелируют с материальными возможностями семей студентов и нередко ошибочно отражают качество и глубину их знаний.

Среди американских частных университетов возникло движении по отказу от обязательного тестирования. Движение это формировалось в течение нескольких десятилетий. Так, колледж Боудойн в штате Мэн отменил вступительные испытания в 1969 году, колледж Бэйтс, расположенный в том же штате, отменил SAT для своих абитуриентов в 1984 году. На сегодняшний день обязательное вступительное тестирование отменили более 125 частных университетов, с 2016 года список пополнит Университет Джорджа Вашингтона – одно из крупных американских учебных заведений.

По мнению экспертов, результаты тестирования зачастую необъективны и не отражают академический потенциал учеников.

«Мы считаем более ценными достижения студента по результатам четырёх лет обучения в старших классах, чем по итогам четырёхчасового тестирования», – считает Марта Блевинс Оллман, заведующая приёмом студентов университета в Винстон-Салеме, Северная Каролина.

9f65c369c221ccc670ac41aa535

Развитые страны: тестирования недостаточно

К унифицированной форме тестирования знаний, позволяющей снизить вероятность формирования коррупционных схем, так или иначе обращаются все развитые страны. Однако в каждой из них есть свои особенности.

В Великобритании, например, между получением аттестата зрелости и поступлением в колледж абитуриента ждут два года напряжённой учёбы на специальных курсах и сдача нескольких экзаменов «продвинутого» уровня (A-level).

Во Франции для поступления в вуз также нужно пройти дополнительное обучение и сдать обязательный для всех экзамен по французской литературе, все остальные экзамены студент сдаёт по своему выбору. Если французского абитуриента поймают на списывании, он будет лишён права поступать куда-либо на целые пять лет.

В Японии вступительные испытания проводятся в два тура: один из них проходит централизованно, задания второго, более сложного, разрабатывает для себя каждый вуз.

В Германии для поступления в вузы необходим специальный аттестат Abitur. Его можно получить, изучив 28 специальных курсов и сдав четыре экзамена – письменных или устных.

В Голландии школьников в вузы зачисляют по результатам выпускных экзаменов, однако экзамены эти нельзя назвать тестированием: на них проверяется умение выступать и анализировать, защищаются проектные работы, делаются доклады.

22b667997a96479acf7043fa2d5

Постсоветское пространство: разрушили, но не построили

Вслед за распадом СССР распалась и одна из лучших в мире систем образования.

Слова идеолога ЕГЭ Андрея Фурсенко о том, что пришло время вместо человека-творца, старательно взращиваемого советской системой, формировать потребителя, способного квалифицированно использовать разработанные другими технологии и достижения, в той или иной степени характеризуют отношение к образованию не только в России, но и на всём постсоветском пространстве. Результаты смены концепции проявились не сразу, однако сейчас итоги выпускных школьных тестов поражают.

На Украине, к примеру, лишь 0,06% выпускников получили высший балл по украинскому языку и литературе (это 158 человек из почти трёхсот тысяч). Отлично сдали математику всего 48 человек из 106 тысяч, английский – 13 человек из 72 тысяч. В Молдавии в этом году провалили тестирование 46% выпускников, в Казахстане – 18,6%, в Киргизии – 52%.

d1cb53cdacf7ede8f7cbdae28e5

ЕГЭ в России: система оценки важнее знаний

«Главный результат, по которому будем оценивать работу, – это честность и объективность проведения ЕГЭ, а не конкретная оценка, конкретный средний балл по тому или иному предмету», – так видит ключевые показатели работы Министерства образования и науки России глава ведомства Дмитрий Ливанов.

В сложившейся системе качество знаний никого не интересует, а последние годы учёбы в школе для многих превращаются в подготовку к сдаче экзаменов – зачастую с задействованием репетиторов, то есть без надежды на содержание школьных уроков.

Бюрократический подход к оценке знаний подменяет саму суть теста, результаты которого на западе служат всего лишь ориентиром для потенциальных абитуриентов, подсказкой, какую дорогу стоит выбирать. Выходит, попытки использовать положительный зарубежный опыт при проведении ЕГЭ не очень удались, а значит, и ссылаться на них не слишком корректно.

Даже для применения коррупционных схем существующая система оставляет достаточно пространства. Например, льготные условия при поступлении в вузы для победителей олимпиад.

источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *