Челябинский колхозник
А вы знали, что танк с нехитрым названием «Челябинский Колхозник» – является… одним из главных символов победы в переломной для Второй мировой войны Сталинградской битве?
Уже более чем 70 лет этот «железный герой» находится на вечном покое на одном из склонов Мамаева Кургана.
История этого танка началась в 1942 году… 12 декабря колхозники Челябинской области, зная по сводкам информбюро о тяжелых боях в Сталинграде, выступили с инициативой отдать все свои сбережения на строительство танков, которые в городе на Волге нужны были, как воздух. На страницах газеты «Челябинский рабочий» появляется призыв: «Товарищи колхозники, переводите деньги в фонд постройки танков на счет 14031».
Крестьяне несли все, что накопили за свою жизнь, чтобы помочь фронту. Например, в одном из выпусков той же газеты сообщается: «Весомый взнос делают труженики города Миасса — 4 килограмма золотом и 185 тысяч рублей деньгами». Были и «личные рекорды». Так, например, комбайнер Нижне-Санарской МТС Троицкого района А. Родько внес 40 тысяч рублей. По тем временам хватило бы скупить несколько хороших домов…
Всего за время сборов средств челябинские колхозники собрали 90 миллионов рублей(!) Даже сегодня это очень большая сумма. В годы войны она была по-настоящему баснословной.
Заказ на 150 челябинских танков Т-34 поступил уже 20 декабря 1942 года, а в новогоднюю ночь их уже погрузили на платформы и отправили по железнодорожным путям в самое пекло боев Великой Отечественной Войны – в Сталинград.
Через 5 дней 55 челябинских танков передали на укомплектование формировавшейся танковой бригаде генерала Ивана Чистякова.
И кто бы мог подумать, что уже через считанные недели одному из этих «железных колхозников» была уготована судьбой важнейшую роль в истории ВСЕЙ войны.
Советским командованием была поставлена очень амбициозная задача: гигантский танковый клин должен был расчленить войска немецко-фашистских захватчиков на две части: южную — в центральной части города, и северную — в районе заводов «Баррикады» и тракторного. И тогда появлялся реальный шанс – уничтожить врага и прекратить его продвижения на восток, вглубь страны.
26 января 121-ая отдельная танковая бригада в составе 21-й Армии с боями пробивается навстречу к 62-й Армии, оборонявшей Сталинград.
А в самом наконечнике этого копья, принимая на себя главные удары противника, – командирский танк под номером 18, со скромным названием… «Челябинский колхозник». Экипажем передовой «тридцатьчетверки» командует лейтенант Николай Канунников. В составе бригады механик-водитель старшина Николай Макурин, радист — солдат Семеновых. За башню отвечает солдат Колмогоров.
По воспоминаниям бойцов, не думая о смерти, они шли вперед буквально «топча» вражеские огневые точки и орудия.
И свою боевую задачу они выполнили, первыми сомкнув железное кольцо окружения. А уже 2 февраля бои в Сталинграде прекратились. Город был отбит.
В память об этом событии было решено установить памятную табличку. На обычной «жестянке» советские солдаты сварочным аппаратом написали о подвиге челябинской брони.
Однако на этом свой боевой путь «Челябинский колхозник» №18 не закончил. И только в 1944 году, когда полностью «выработал все свои возможности» прибыл на вечную «стоянку» к месту своего легендарного боя. Боя, в котором стал настоящим символом военной операции, перевернувшей все в войне в нашу пользу.
К сожалению, в живых из экипажа остался только Николай Макурин.
В 1942 году за бой за высоту 213,3 южнее станицы Клетская был представлен к ордену Красная звезда. За своевременное пополнение топливом и ГСМ в бою 20 августа 1944 года был представлен к ордену Отечественной войны II степени, однако командир бригады изменил награду на медаль «За отвагу». ( источник)
Командиру танка Н. Канунникову присвоено звание Героя Советского Союза.
Кстати, уже спустя несколько десятилетий, Николай вновь приезжал в Сталинград для празднования очередного юбилея Победы. И, конечно, не смог сдержать слез, увидев своего «старого боевого товарища».
В 1990-х годах памятник пришел в запустение. Однако в 2014 власти Волгограда произвели небольшой косметический ремонт знаменитого танка.
И сейчас он продолжает напоминать потомкам о подвиге челябинских колхозников, которые отдав все, что у них есть, положили на чашу весов противостояния Советского Союза и фашистской Германии, казалось, бы крупицу – чуть больше сотни танков. Однако так вышло, что именно эта крупица стала решающей. И склонила чашу весов в нашу пользу…
Перед тем, как разместить материал, вы хоть проверяйте достоверность.
Механик-водитель старшина Николай Ермилович Макурин в 1942 году за бой за высоту 213,3 южнее станицы Клетская был представлен к ордену Красная звезда. За своевременное пополнение топливом и ГСМ в бою 20 августа 1944 года был представлен к ордену Отечественной войны II степени, однако командир бригады изменил награду на медаль «За отвагу».
А Орденом Мужества Макурин Н.Е. никак не мог быть награждён, т.к учреждена эта награда была 2 марта 1994г., а перове награждение было осуществлено 11 ноября 1994г.
А то у вас военнослужащий РККА каким-то чудом оказывается награждённым современной наградой.
Не позорьтесь, исправьте статью.
“Весь экипаж танка погиб на Курской дуге, только мой прадед остался жив и дошел до конца войны, он кавалер Ордена Мужества.” – об этом сообщил его правнук Макурин А. -http://sima-land.livejournal.com/16199.html
Спасибо за подсказку. Информация, которую представили родственники, в данном случае правнук, мы посчитали достаточно достоверной.