Я помню!

p44540-2 В этом году наша страна отмечает 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Ученики и учителя школы решили создать книгу памяти, где расскажут о своих родных, которые принимали участие в боевых действиях, трудились в тылу и вместе ковали Победу.

Ксения С., ученица нашей школы и внучка героя Советского Союза Ивана Петровича Салтыкова, именем которой названа одна из улиц Челябинска, помнит о своем дедушке из рассказов родных и читая о его жизни.

saltikov_11

Иван Павлович Салтыков родился в 1917 году в Челябинске. В ноябре 1941 года призван по мобилизации и направлен в 258-ю (переименованную позднее в 12-ю гвардейскую) стрелковую дивизию. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками на Центральном фронте. Старший лейтенант, комсорг 37-го гвардейского стрелкового полка.

Звание Героя Советского Союза присвоено 15 января 1944 года.

Комсорг 37-го гвардейского стрелкового полка старший лейтенант Иван Салтыков во время боя за местечко Любеч, последний опорный пункт гитлеровцев перед Днепром, находился в боевых порядках третьего батальона. К половине дня роты ворвались на северную окраину поселка и, выбивая фашистов из домов, стремительно продвигались к центру. Враг поспешно отходил. К Салтыкову подбежал запыхавшийся разведчик Д. П. Нестеренко и громко доложил:

— Товарищ старший лейтенант! На нас движется большая группа фашистов, слышен шум танковых моторов.

Салтыков понял: он теперь в роте за старшего, только что раненого командира увезли в госпиталь.

— Рота, слушай мою команду! — распорядился он. — Встретим фашистов, как хорошие хозяева, угостим их чем положено. Сержант Скалацкий, замаскируйте свое орудие во-о-он в той балочке. Задача — не пропустить танки. Младший сержант Картошкин — поставить пулемет в то кирпичное здание, задача — отсечь пехоту от танков. Автоматчикам — рассредоточиться, укрыться за домами. Подпустить врага как можно ближе. Огонь — только по моей команде.

В небе нарастал гул. Около двух десятков «юнкерсов» обрушили бомбы на только что освобожденный Любеч. Сотрясалась земля, в небо упирались столбы дыма и огня. И только отбомбились самолеты, на гвардейцев пошли танки.

Салтыков не отрывался от бинокля. Медленно приближаются танки, за ними — серо-зеленые фигуры фашистов. Танки открыли огонь по окраине. Но вот около одного из них появилось серое облачко, затем он остановился. Это отлично сработало орудие сержанта Скалацкого. Вскоре окутался дымом второй танк, но пехота шла вперед. Фашисты беспорядочно палят из автоматов. Наверно, пьяные. Расстояние быстро сокращалось.

— Огонь! — молнией полетела от бойца к бойцу команда.

Кинжальный огонь из станкового пулемета обрушил сержант Картошкин, одновременно ударили автоматчики. Но фашисты были рядом.

— Гранаты! Бей гадов гранатами! — скомандовал комсорг.

Полетели гранаты. Гитлеровцы не выдержали, попятились, потом побежали. Горячая схватка была выиграна.

— Молодец, комсорг! — после боя похвалил Салтыкова комбат майор В. А. Воронин. — Не растерялся. Теперь путь к Днепру открыт!

К полуночи полк вышел к Днепру.

Рано утром 27 сентября 1943 года Салтыкова вызвал командир полка полковник Колесников. Он поставил боевую задачу: подобрать в третьем батальоне человек 15—16 комсомольцев. До вечера изучить берег и небольшой островок (он указал его на карте). Затемно переправиться и захватить плацдарм, удержать его, пока не переправится батальон. Лейтенант А. Г. Христов — командир группы. Старший лейтенант И. П. Салтыков — замполит.

В группу отбирали обстрелянных, отважных солдат. Салтыков провел небольшое собрание. Комсорг не раз показывал пример храбрости, находчивости. Бойцы ему верили. Разговор был кратким, душевным. Собрание решило: «Задачу выполним. Плацдарм захватим».

Христов и Салтыков тщательно изучили противоположный берег. Определили место переправы. В сумерки бойцы принесли три рыбацкие лодки, боеприпасы, продовольствие. С наступлением темноты все погрузили, и лодки тихо пошли. Изредка в небо поднимались осветительные ракеты. Но десантников не видели. Вот уже близок остров с боевым охранением врага. Когда поравнялись с ним, гитлеровцы обнаружили лодки и открыли огонь.

Десантники прыгнули в воду — река здесь оказалась неглубокая, — ворвались на остров. В короткой рукопашной схватке уничтожили фашистов и стремительным броском преодолели по штурмовому мостику протоку между островом и западным берегом. Захватили клочок земли, и стали окапываться, организовав круговую оборону.

Рассвело. Гитлеровцы открыли артиллерийский и минометный огонь. Погиб Христов и три бойца. Командование группой взял на себя Салтыков. После артналета гвардейцы отбили две контратаки, одну за другой. Салтыков вызвал огонь артиллерии полка по месту сосредоточения фашистов.

Семь раз поднимались гитлеровцы в атаку в этот день и каждый раз получали отпор. Но ряды гвардейцев таяли. К вечеру в строю осталось всего шесть комсомольцев и комсорг полка. А с наступлением темноты к ним переправилась рота старшего лейтенанта П. А. Афанасьева, и плацдарм удалось расширить. К утру на плацдарме был уже батальон.

Приказ комсорг выполнил: обеспечил переправу полка, а потом и дивизии. За личную отвагу и героизм, за умелое командование десантной группой старший лейтенант И. П. Салтыков был удостоен звания Героя Советского Союза.

источник

Улица Салтыкова на карте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комментарии