Как замотивировать ребёнка учиться?
Часто родители мечтают, чтобы ребёнок захотел сам учиться, и не приходилось его заставлять. Многим мамам давно надоело «стоять над душой с уроками» и наказывать за плохие оценки. Можно ли действовать по-другому? Конечно.
В первую очередь вы должны понимать, что ребёнок (и взрослый человек, кстати, тоже) будет добровольно учиться либо в том случае, если ему интересен процесс учёбы, либо ему нужны конкретные знания для применения в реальной жизни, для решения задач. Все остальные попытки что-то заучить на будущее – это профанация обучения, которая, как правило, никак не работает.
Если мы учим ребенка, не важно, в школе, в кружке или с репетитором, то надо, чтобы либо процесс ребенку очень-очень нравился, либо ему стало жизненно необходимо что-то узнать. Потому что иначе не получится замотивировать.
А принуждение, заставление, угроза оценками, во-первых, с современными детьми уже практически не работают, во-вторых, к сожалению, демотивируют учиться. После применения таких методов вырастают люди, во взрослом возрасте не желающие хорошо работать и развиваться.
Как сделать по-другому? Выполните задание: составьте список из всех знаний, навыков и умений, которые вы считаете, что вашему ребёнку будут нужны и важны в жизни. Вы считаете, что правильно, чтобы ребенок этому научился – это у вас будет первая колонка. Включите в неё школьные предметы.
Во второй колонке вы становитесь на позицию ребёнка. То есть вашему ребенку семь лет, десять лет, пятнадцать лет, становитесь на его позицию и пишете, зачем ему прямо сейчас надо это знание, умение или навык. Прямо сейчас в этом возрасте, когда его этому обучают, ему-то это зачем?
Третья колонка: ребёнку будет тридцать или сорок лет. Зачем ему в его тридцать или сорок лет, для каких целей этот навык, знание или умение? Он этим пользуется или «когда-то учил, а сейчас никак не надо»?
Четвёртая колонка: какая выгода вам как родителю, чтобы ребёнок научился этому знанию, навыку или умению.
Возьмём простой навык – умение готовить еду. Например, ребенок умеет пожарить яичницу. Понятно, что ребёнку в семь лет уметь пожарить яичницу хорошо, потому что он не останется голодным, когда мамы и папы нет дома, не надо кого-то просить, сам себе пожарил и съел.
Понятно, что в тридцать лет уметь готовить тоже неплохой навык, не зависишь от других людей, не надо ходить в кафе и рестораны, сам себе приготовил и съел.
И понятно, что вам как родителю выгодно, чтобы ребенок сам себе мог приготовить и съесть, не трогая вас.
То есть это навык, которому действительно выгодно обучить ребёнка, и с точки зрения ребёнка сейчас, и с точки зрения ребёнка в будущей жизни, и с точки зрения вас как родителя.
По большинству знаний, навыков и умений, которые нам навязывают в школе, скорее всего будет ответ «незачем» по каждому из трёх пунктов. Ребёнку в десять лет это «незачем», и тридцатилетний этим не пользуется, давно забыл, и вам как родителю никакой измеримой разницы, ребёнок это выучит или не выучит, не будет.
И там, где по всем трём пунктам «незачем», получается, что если сам процесс не интересен, то, извините, ваше дело безнадёжное, замотивировать на неинтересный процесс, который не нужен ребенку, не нужен выросшему взрослому, не нужен вам как родителю, невозможно.
Это знание можно сделать частью желанного результата. Вашу цель придётся переформулировать, то есть вместо «знания, навыки и умения в конкретной области», например, в химии, станет «сдать тестирование на такой-то процент, чтобы поступить туда-то».
И вам, и ребёнку станет легче, потому что это правда. Когда действительно вы друг другу говорите правду: «И тебе это не надо, и потом не пригодится, и мне это не надо, но мы с тобой мечтаем, чтобы ты поступил туда-то, но там потребуют ответы на эти вопросы»,– тогда есть шанс замотивировать.
Потому что иначе получается ситуация, что вам надо ребёнка запугать, задавить, заставить, испортить отношения с ним, то есть действовать методами, ухудшающими ситуацию в долгосрочной перспективе.
И выбор у вас простой: либо исходить из правды, думать, как минимальными затратами времени и усилий получить эти циферки по оценкам тестирования, либо запугивать, давить, заставлять, угрожать, шантажировать, манипулировать. Я лично предпочитаю в этой ситуации честность.
Я понимаю, что если мне действительно для моих глобальных родительских целей надо, чтобы ребёнок, например, изучал математику, которая может сначала оказаться не столь весёлой, не столь интересной, то надо искать способ организовать интересный процесс. Я, как человек, предпочитающий платить, нашла репетитора, и она организовывает занятия интересно.
Помимо репетиторов, есть кружки по интересам при институтах, при университетах, при домах творчества учащихся, в бывших «домах пионеров» и так далее. Там может быть педагог-энтузиаст, который организует интересный для детей процесс. Можно поискать платные курсы или занятия в тренинговом формате. Или можно честно поговорить с ребёнком, что да, это малоинтересное, но сдавать надо, давай подумаем, как минимальными усилиями сдать.
Для того, чтобы у ребёнка была познавательная активность, её нельзя «отбивать», заставляя механически заучивать неинтересное, ненужное, неважное, то, что «незачем». Тем более не имеет смысла тратить на такое принуждение время и силы свои и ребёнка вместо того, чтобы он овладел действительно нужными и важными навыками.
Резюме:
- Если ребёнку что-то интересно, с этим вы можете ничего не делать.
- Если у вас по какому-то знанию, навыку или умению есть аргументы, зачем это ребёнку прямо сейчас в его возрасте, вам легко замотивировать ребёнка, вы можете объяснить и убедить ребёнка.
- Если по второй колонке прочерк, но нужно будет во взрослом возрасте, тоже есть шанс ребёнку объяснить.
- Но если «незачем» по всем пунктам, вам надо задуматься над сменой этой цели, над сменой пункта из первой колонки.
- Если вам действительно необходимо дать ребёнку эти знания, придётся платить временем, усилиями или деньгами за то, чтобы процесс стал ребёнку интересен.