Воспитание на первое место
Первый официальный вариант Стратегии развития воспитания в России до 2025 года был представлен 15 января на пресс-конференции Министерством образования и науки РФ.
По словам заместителя министра образования и науки РФ Вениамина Каганова, разработка Стратегии стала ответом на реалии нового времени, требующие выработки новой политики в сфере воспитания. Задачи представленной концепции – формировать новые поколения со знаниями и умениями современности, разделяющие традиционные нравственные ценности, готовые к созиданию и защите Родины.
В обществе должен утвердиться на практике приоритет воспитания, а не обучения, считает замминистра, а также приоритет семьи. Принятие документа может стать прецедентом по принятию нормы общественного договора, а не остаться просто постановлением правительства. В этой связи Каганов не отрицает возможности создания ассоциации родителей или родительского клуба. “Наша задача сейчас состоит в том, чтобы воспитать родителей, научить их, как воспитывать детей”, – отметил Каганов.
По мнению ректора Российского университета дружбы народов, руководителя рабочей группы по разработке Стратегии Владимира Филиппова, Стратегия развития воспитания прежде всего должна быть направлена на то, чтобы принять целый комплекс мер, чтобы все ее положения дошли до конкретной реализации. “В частности, если мы записали, что семья – это приоритет, значит, надо пересматривать произведения литературы в школе, чтобы дети роль семьи понимали», — пояснил он.
Правда, есть определенные риски в реализации Стратегии, считает директор Центра образования №548 “Царицыно” Ефим Рачевский. По его мнению, зоны ответственности ее реализации на разных уровнях – федеральном, региональном, муниципальном – могут повлечь за собой “безумную возгонку отчетности”, как это было, когда губернаторы отвечали за ЕГЭ. “ Как бы они не стали отвечать за воспитание в регионах, муниципалитетах”, – высказал он опасение.
Обсуждение проекта Стратегии будет проходить с 15 января по май текущего года. Проект и информационные материалы уже размещены на сайте Минобрнауки. Документ вступит в силу до 1 июня 2015 г.