Российские школьники лучшие читатели в мире
Международный мониторинг читательской грамотности PIRLS показал, что сегодня российские четвероклассники читают и понимают прочитанное лучше, чем их сверстники из Сингапура, Гонконга (Китай) и Финляндии – а это страны, да будет известно, давние лидеры по качеству школьного образования. А всего в международном исследовании участвовали ребята из 50 государств. Это ли не реальный повод для гордости?
Средний результат наших учеников — 581 балл, что почти на 13 очков выше, чем в предыдущей волне исследования в 2011 году. Показательно, что за последние 15 лет Россия улучшила результаты более, чем на 40 баллов – так высоко прыгнуть смогли еще только три страны. В 2016 году заметно выросло количество российских четвероклассников, которые любят читать и каждый день читают для собственного удовольствия (с 26% в 2011 году до 46% в 2016 году). Тех, кто не очень любит книгу, стало немного меньше (13% – в 2011 году, 10% – в 2016 году).
Откуда такая динамика? Исследование и на это вопрос отвечает. Нам удалось, несмотря на все сложности последних двадцати лет, модернизировать систему образования, подготовиться к изменениям ударенной цифровыми технологиями жизни. Изменили и дошкольный уровень, и школьный. Это с одной стороны. С другой, родители стали больше внимания уделять занятиям с детишками. Даже если родители сами не очень-то любят читать, они понимают – этот навык важен для будущего ребенка и занимаются с ним. По данным исследования, к 2016 году две трети родителей считают, что занимаются с детьми чтением часто!
Чтение с удовольствием, понимание нюансов текста – это залог того, что ребята станут и другие предметы осваивать лучше, в науки углубляться. Мы получим на выходе умное, продвинутое, мыслящее поколение. “Уровень читательской грамотности в стране лучше предсказывает экономический рост, чем другие учебные достижения”, – справедливо говорится в записке, подготовленной Рособрнадзором.
Необходимая справка
Что такое PIRLS? Это международный мониторинг читательской грамотности учащихся в конце четвертого года школьного обучения. Тест PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) признан экспертами лучшим современным измерителем читательской грамотности начинающих читателей. В чем он заключается? Детей просят прочесть незнакомый текст, а потом ответить на вопросы по нему.
Почему анализируют умения именно четвероклассников? В этом возрасте у детей происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. То есть то, насколько успешно дети будут учиться в средней школе (а базовые знания дают именно в ней) зависит от читательской грамотности выпускников начальной школы. Да и не только в школе дело – умение понимать и использовать информацию, полученную из текстов, во многом определяет и судьбу человека, и благополучие страны.